Боевой
корабль - это сложное инженерное сооружение, предназначенное для боя на морском
театре. Подводная лодка предназначена для боя в морских глубинах. В мирных
условиях вся жизнь корабля может пройти в ожидании и постоянной готовности к
бою. В этом смысл боевой службы.
Крейсерской атомной подводной лодке
Северного флота "К-27" была уготована судьба, далеко выходящая за
рамки простой военно-морской службы. Созданная в соответствии с известным
Постановлением от 12.09.1952 ПЛА "К-27" прошла необычный жизненный
путь, полный приоритетов и первопроходчества, где героическое и трагическое
переплелись в тесный узел; на ней был установлен ряд рекордов, соответствующих
времени ее жизненного цикла:
ПЛА
"К-27" была головной в серии
жидкометаллических атомных подводных лодок и, как оказалось позднее,
единственной ПЛА проекта 645, для эксплуатации уникального корабля, выполнения
боевых и повседневных задач, испытания качественно новой ЯЭУ было сформировано
два экипажа: 1-й и 2-й, заметьте не технический, а полноправный. Личный состав
обоих экипажей прошел углубленную теоретическую подготовку в 16-м Учебном
центре ВМФ г. Обнинска, а практическую подготовку на полномасштабном
стенде-прототипе ЯЭУ с ЖМТ "27/ВТ" ФЭИ и получил допуск к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей и эксплуатации технических
средств в соответствии со штатным расписанием, а нередко и по должности на
ступень выше занимаемой.
ПЛА
"К-27" отрабатывала задачи боевой подготовки в Северодвинске,
Западной Лице и Гремихе, госиспытания проводила в Белом море;
При
сдаче промышленностью корабля Военно-морскому флоту "К-27" - первая
отечественная ПЛА на мерной линии развила полный подводный ход 30,2 узла при
работе на 100% мощности обоих реакторов ГЭУ, что в то время было мировым
рекордом для ПЛ (до этого испытания, мощность реакторов ВВР была ограничена 80%
N ном, а максимальная скорость определялась экстраполяцией);
В
период испытаний ПЛА "К-27" прошла за 528 ходовых часов 5760 миль, из
которых 3370 миль (59%) в подводном положении, что явилось своеобразным
рекордом для советских атомоходов того времени, превысив в 1,5 раза достижение
ПЛА "К-3";
ПЛА
"К-27" первой из отечественных ПЛ превратилась из
"ныряющей" в, по-настоящему, "плавающую" под водой,
совершив два автономных одиночных похода в экваториальную Атлантику (1964 г. -
51 сутки не всплывая, пройдя 12425 миль, из которых 12278 миль (99%) под водой).
Это всесоюзный рекорд непрерывного подводного плавания! И в Средиземное море
(1965 г. - 59 суток, пройдя 15000 миль);
Во
время этих походов, среди других тактических задач отрабатывался поиск и
преследование подводных лодок "противника", таким образом,
"К-27" стала первым в мире подводным "охотником" за ПЛ;
Изучением района центральной
экваториальной Атлантики в период 1-го похода ПЛА "К-27" подготовила
плацдарм для несения боевой службы кораблями других проектов и поколений ПЛА в
этом важном стратегическом районе;
В этом походе на ПЛА "К-27"
впервые в экваториальных водах при температуре забортной воды до 32°С были
выведены на 100% уровень мощности оба реактора и обеспечен полный подводный ход,
что подтвердило правомерность методик расчета "Малахита" и
"Гидропресса".
В период 1-го похода экипажем и
испытательными группами четко фиксировались изменения солености, плотности и
температуры забортной воды, их влияние на работу технических устройств и систем
и характер, связанных с этим неисправностей. По окончании похода результаты
исследований были отражены в отчетах и положили начало организации на
предприятиях многих министерств в центральных заводских лабораториях отделений
климатических испытаний, которые решили многие технические проблемы;
В период второго похода "К-27"
первой из отечественных ПЛА впервые скрытно преодолела противолодочную систему
наблюдения в районе Гибралтара и провела 36 суток непрерывной боевой службы в
Средиземном море, выполнив все боевые задачи и положив этим походом начало
постояннодействующей группировке боевых сил ВМФ в Средиземном море;
В процессе эксплуатации ЯЭУ ПЛА
периодически появлялась межконтурная неплотность в парогенераторах (течь ПГ), в
этих условиях "К-27" стала первой и единственной в мире ПЛА
выполнившей все стоящие перед ней задачи с "текущими" ПГ, при этом
л/с совместно с представителями завода вскрывал ПГ и проводил ремонт (устранял
течь).
На ПЛА "К-27" :
изучались характеристики новейших технических
средств, впервые использованных в системах ЯЭУ и оружия корабля, и
отрабатывались на них элементы боевого использования, что позволило кораблю
первому приобрести статус "Опытовой крейсерской ПЛА";
были досконально исследованы
эксплуатационные характеристики впервые включенных в состав ЯЭУ ПЛА автономных
турбогенераторов (ранее на ПЛА использовались только навешенные на ГТЗА ТГ),
обеспечивающих независимую регулировку оборотов главных турбин и гребных валов
от нуля до максимума на передний и задний ход, что резко повысило маневренные
качества ПЛА и позволило впервые осуществить швартовку корабля под ГТЗА; эта
схема и опыт использования были реализованы на последующих поколениях ПЛА;
были изучены характеристики и
использовано при практических торпедных стрельбах впервые установленное на ПЛА
устройство быстрого заряжания торпедных аппаратов (УБЗ); этот опыт был
впоследствии реализован на всех ПЛ, использующих торпедное оружие;
впервые установлены плоские межотсечные
переборки, рассчитанные на давление 12 кГ/см2, что существенно повысило живучесть
ПЛА и в дальнейшем использовалось на других проектах;
впервые конструкции легкого корпуса и
надстройки были выполнены из маломагнитной стали, что улучшило электромагнитные
характеристики корпуса ПЛА и снизило в 2 раза вес размагничивающего устройства;
первая, на которой был установлен второй
перископ - "зенитный", что повысило эффективность работы командира и
вахтенных офицеров в боевых и повседневных условиях плавания;
установлена дополнительная биологическая
защита, что повысило радиационную безопасность и обитаемость корабля;
при эксплуатации технических средств ПЛА
впервые отрабатывалась в базовых условиях на работающей ЯЭУ технология такой
пионерской операции как высокотемпературная регенерация окислов сплава ЖМТ 1
-го контура;
после выработки кампании обоими
реакторами при участии экипажа впервые была проведена уникальная операция по
перезарядке активных зон (а.з.) при поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом
состоянии с помощью специально созданного унифицированного перегрузочного
оборудования; этот опыт был в дальнейшем использован на других ПЛА с ЖМТ;
всего за время кампании реакторов в ходе испытаний,
автономных походов и боевой службы было пройдено более 44 тысяч миль, причем,
только в подводном положении около 40 тысяч, что подтвердило вывод Гуляева И.И.
о реальной возможности проведения кораблем непрерывного кругосветного плавания;
С участием офицеров БЧ-5 ПЛА
"К-27" под научным руководством 1-го ЦНИИ МО было разработано
"Руководство по боевому использованию технических средств ЯЭУ ПЛА с
ЖМТ". Этот документ стал неоценимым
документом по эксплуатации для БЧ-У всех ПЛА, использующих ЖМТ, а его
авторы награждены ГК ВМФ ценными подарками.
Опыт создания и эксплуатации ПЛА К-27
позволил создать серию высокоскоростных,комплексно-автоматизированных ПЛА 705 и
705К проектов. На ПЛА произошла серьезная ядерно-радиационная авария с
человеческими жертвами, весь личный состав, находящийся на борту был облучен дозами,
значительно превышающими предельно-допустимые
уровни, но вывел ГЭУ из работы.
Авария на ПЛА "К-27"
подтвердила практически, что низкое давление в 1-м контуре и высокая
температура кипения теплоносителя свинец-висмут исключают тепловой взрыв
реакторов с ЖМТ. После аварии впервые в практике ЯЭУ с ЖМТ усилиями экипажа ПЛА
"К-27", который нес службу по сокращенному штату, с участием
представителей ОКБ "Гидропресс", СПМБМ "Малахит" и СМП был
произведен разогрев "замороженного" неаварийного правого борта ППУ,
установка выведена в турбогенераторный режим, а реактор на мощность 20% N ном.
На протяжении ряда лет решался вопрос восстановления ПЛА. Учитывая высокую
стоимость капитального ремонта, которая усугублялась тем, что оборудование,
требующее замены, промышленностью уже не производилось, а в плане строительства
были ПЛА с ЖМТ новых, более совершенных проектов, по рекомендации
Межведомственной комиссии на правительственном уровне впервые в практике ВМФ
было принято решение о затоплении ПЛА "К-27" вместе с реакторным
отсеком, содержащим две новые активные зоны.
Впервые в истории ВМФ по
правительственному постановлению и приказу командования
личный состав своими руками подготовил корабль к
затоплению, демонтировав главные турбины и ряд ценных агрегатов, восстановив
плавучесть ПЛА, необходимую для буксировки в полигон и обеспечив приемлемую
ядерную и радиационную безопасность ЯЭУ при хранении под водой, Экипаж навел
идеальный порядок во всех отсеках ПЛА, она была отбуксирована в залив
Степового, что на Новой Земле в Карском море и 06.09.1981 затоплена на глубине
33 м в точке с координатами: 72°31 СШ и 55°30" ВД. А ведь если вдуматься,
- это прямое повторение подвигов "Варяга " и "Стерегущего".
НАЧАЛО >>>
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.НАЧАЛО >>>
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment