Free Sail Boat Cursors at www.totallyfreecursors.com

Раздел 19. В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

Прослеживая жизненный цикл крейсерской атомной подводной лодки "К-27", поражаешься той преданности идее, самопожертвованию, граничащему с самоотречением, героизму и трагической судьбе ее создателей, эксплуатационного персонала, ликвидаторов последствий аварии и тех, кто до сих пор продолжает верить, что за ЖМТ- направлением -будущее. Обратим свой взгляд в прошлое. 1958 г. - год формирования исходного экипажа ПЛА "К-27" и начало сооружения в ФЭИ Стенда-прототипа "27/ВТ".
Конечно, ни командование, ни офицеры не могли остаться в стороне от этого - они приняли самое непосредственное участие в монтажных и наладочных работах, пуске и испытаниях новейшей ядерной энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем, которая будет стоять потом на их ПЛА. Все внове, все впервые. Уровень дозиметрии и коллективной и индивидуальной соответствует тому времени, то есть достаточно низкий. Возникающие технические проблемы (просчеты в биологической защите, хлорная коррозия и течи сплава, неплотности в парогенераторах из-за неудачной конструкции заделки трубок в трубных досках) не классифицируются как аварийные. Кто сколько и какого излучения получил, до сих пор тайна. Позднее подобные происшествия признавались авариями. На соседнем водо-водяном Стенде-прототипе "27ЛЗМ" в 1957г. возникла ситуация, которая была классифицирована, как авария. Много лет спустя все офицеры 1-го экипажа 1-й атомной подводной лодки "К-3" были включены в реестр Ветеранов ПОР, и это дает живым определенные льготы, а у тех, кто ушел из жизни, этими льготами пользуются члены их семей. Офицеры ПЛА "К-27" того первого экипажа в число ветеранов ПОР до сих пор не включены. Назовем фамилии живых : Окованцев Н.Д., Ковалев Э.А., Кондратьев А.Д Соколовский В.Э., Кузьмин М.А., Якубов А.Ф., Полубояринов В.А., Сорокин Ю.М., Архипов Ю.А., Масленников Я.С, Паздников А.Г., Саенко Б.И., Кунтыш В.Г., Иванов А.А., и Георгий Добриянник. Вспомним добрыми словами тех, кого уже нет с нами: Гуляева И.И., Петухова М.А., Нагорских О.Л., Зубкова В.А., А.Г. Колмыченко А.Г., Сяднева Л.С., Потапова Н.И.
         Вчитываемся в строгие формулировки Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.03.1966 № 018224, сравниваем списки награжденных со списками участников 1-го и 2-го автономных походов и первое , что бросается в глаза: ни одной фамилии гражданских специалистов - участников походов, даже Главного конструктора ПЛА "К-27" Назарова А.К., который абсолютно точно в первом постановлении Военного Совета СФ от 16.05.1965 был представлен к ордену Красного Знамени. Их вклад в создание и испытание новой техники, мужество, с каким они боролись с неисправностями и переносили тяготы длительных походов в условиях ограниченной обитаемости, заслуживают не только уважения, но и наград Родины. А ведь только в 1-м автономном походе на борту было 13, заметьте, не пассажиров, а равноправных членов экипажа. Вот их фамилии. СПМБМ "Малахит": Назаров А.К, (нет в живых) и Морозкин Г.Д.; СМП: Овчинников А А., Осипов И. Д., Кашутин Я.М. (всех нет в живых), Петров Н.П.,.,, Захаров М.И.; (все СМП); ОКБ "Гидропресс": Парнев Л.Х. (нет в живых); ФЭИ: Карих К.И.; 16 ГУ МСМ: Кукин Н.Я. (нет в живых); институт "Биофизики": Собакин Ю.В. . Причем, Парнев Л.Х. был участником обоих походов и стал по своему статусу на корабле не только номинальным, но реальным членом экипажа. Кроме гражданских специалистов среди награжденных мы недосчитались и наших товарищей - военных участников похода: Шпакова А.В., Соколовского В.Э., Братченко Е.А., Леонова Е.В. и некоторых других.а так же тех кто ушел с экипажа на новое место службы перед самым началом 1-го похода, но очень много сделал для ввода ЯЭУ в эксплуатацию и ее испытаний на всех ранних этапах. Мы говорим о Колмыченко А.Г.(нет в живых) и Конобрицком Г.М.
         А теперь вернемся к событиям 1968 г., связанным с аварией и ликвидацией ее последствий. Непосредственно на аварийной ПЛА находились и мужественно боролись с аварией представители Главного конструктора ППУ из ОКБ "Гидропресс" непосредственно в реакторном отсеке Тачков И.А. (нет в живых) и Новожилов В.В.. Они были госпитализированы, вылечены, насколько это было возможно, продолжали работать и так же как непосредственные ликвидаторы последствий аварии забыты. Сразу после аварии на ПЛА "К-27" прибыли ведущие специалисты из ряда организаций, которые не только досконально разобрались в причинах аварии, разработали методы локализации ненормальной радиационной обстановки, "замораживания" сплава в контурах и выработке рекомендаций по изменению конструкции и технологии эксплуатации, но и лично принимали участие в сооружении радиационной защиты механизмов и трубопроводов 1-го контура и самого реакторного отсека со стороны аварийного л/б. Живым подводным памятником героизму ПЛА "К-27" является она сама, как заметил Н. Черкашин - "навечно подводная лодка" со свежими активными зонами ядерных реакторов у берега Новой Земли в Карском море. Проходящие корабли и суда не приспускают своих флагов и не воздают почести затопленному кораблю, ибо это место являлось тайной из тайн.
         Великая Россия щедра на сострадание к утерянному, истинно великому. Нашелся такой человек, который не служил на ПЛА "К-27", но который в силу благородства и щедрости своей души понял величие ее жизненного подвига и увековечил память тех, кто отдал свои молодые жизни во время этой аварии. Этот человек-Герой Советского Союза, вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич (ныне председатель Санкт-Петербургского общественного фонда), который ранее уже вместе с Героем Советского Союза, адмиралом Михайловским А.П. увековечил память аварийной ПЛА "К-3" после ее аварии 1967 г. В вопросе "К-27" Чернов Е.Д. нашел себе единомышленника в лице капитана 1 ранга Фытова Г.А. при полной поддержке Настоятеля Никольского Богоявленского военно-морского собора Санкт-Петербурга Благочинного отца Богдана. Усилиями этих истинных россиян 08 апреля 1998 г. в Верхнем храме Собора открыта Мемориальная Доска в память погибших от аварии  на "К-27" 24.05 1968. Белый мрамор и 6 фамилий золотом:
Воевода Валентин — мичман;
Логунов Николай — мичман;
Петров Александр - ст. 2 ст.;
Гриценко Виктор - ст. 2 ст.;
Пономаренко Александр - ст. 2 ст.;
Куликов Валентин - ст. м-с; 
         К сожалению, не все члены экипажа -участники аварии и ликвидаторы ее последствий из числа военнослужащих признаны Ветеранами Подразделений Особого Риска и награждены за свой героизм и самопожертвование государственными наградами.
         В 2001 г. по предложению группы офицеров ПЛА "К-27" известный отечественный ученый в области ядерной энергетики и безопасной эксплуатации судовых ЯЭУ доктор технических наук, профессор, действительный член Российской Академии Наук., бывший начальник Севастопольского ВВМИУ и председатель Морского Научно-технического комитета ВМФ вице-адмирал Саркисов Ашот Аракелович и видный специалист, заместитель командующего 1-й Краснознаменной флотилии ПЛА СФ по Электромеханической части (1976-1988) контр-адмирал Никитин Леонид Борисович выступили в поддержку инициаторов выдвижения " Опытовой крейсерской атомной подводной лодки СФ "К-27" кандидатом на соискание звания Лауреата "Золотой Книги Санкт-Петербурга" по разделу "Защита Отечества". Один из создателей ПЛА "К-27" СПБМ "Малахит" приняло решение выступить Заявителем кандидата.. Эта акция с одобрением была встречена общественностью и сейчас рассматривается в Исполнительном комитете Объединения.
         Хочется верить в то, что включение в число Лауреатов "Золотой Книги Санкт-Петербурга" атомной опытовой крейсерской подводной лодки "К-27" по разделу "Защита Отечества" будет способствовать увековечению памяти героического корабля, его создателей и экипажа, оценке его исторической роли и укреплению основ военно-патриотической работы РФ.
         На ПЛА "К-27" за время ее жизненного цикла служило более 400 матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов. Офицеры составляют около трети списочного состава. К ним присоединяется сотни тех, кто создавал, корабль, испытывал его, оказался жертвой аварии и принимал участие в ликвидации ее последствий.
         Кроме тех, чьи имена увековечены на Мемориальной Доске в Соборе сегодня ушли из жизни десятки людей, память о которых живет в наших сердцах:
         Александров Анатолий Петрович - академик, руководитель атомного подводного проекта;
         Акимов Владимир Иольевич - начальник отдела ОКБ "Гидропресс";         Капитан 1 ранга Артеменков Владимир Стефанович - командир Дивизиона движения;
         Мичман Болдинов Владимир — старшина команды трюмных специалистов;
         Главный старшина Боровик Н. - старший инструктор-турбинист;
         Старшина 1 статьи Балан Григорий — турбинист;
         Капитан 1 ранга Васин Анатолий Тимофеевич — КГДУ;
         Старшина 1 статьи Вовк Ю. - радиометрист;
         Старший матрос Волчанов – торпедист;
         Громов Б.Ф.-зам.директора ФЭИ;
         Мичман Григоров;
         Старший матрос Груднина — турбинист;
         Капитан 1 ранга Гуляев Иван Иванович - командир ПЛА;
         Старший лейтенант Гусев М.В. - командир турбинной группы;
         Старшина 2 статьи Димура А. - старший инструктор-турбогенераторщик;
         Контр - адмирал Дорофеев Иван Дмитриевич - начальник Управления 1-го ЦНИИ МО;
         Капитан 3 ранга Дудко Александр Иванович - командир ЭТД;
         Капитан 2 ранга Елисеев Алексей Антонович — КГДУ;
         Подполковник м/с Ефремов Борис Иванович - начальник Мед службы;
         Капитан 1 ранга Зубков Валентин Алексеевич - командир ЭТД;
         Капитан 1 ранга Иванов Валерий Иванович — КГДУ;
         Главный старшина Кавун Н. - старший инструктор-торпедист;
         Матрос Кайдалов И. - рефрежираторщик;
         Капитан 1 ранга Копмыченко Анатолий Григорьевич — КГАТ;
         Капитан 2 ранга Комов Юрий Васильевич - командир Дивизиона живучести
         Кукин Николай Яковлевич - заместитель начальника Управления 16 ГУ МСМ ;
         Карих К.И.-начальник лаборатории ФЭИ;
         Старшина 2 статьи Кулаков А.Ф. – трюмный;
         Старший матрос Куст А. -старший инструктор-турбинист;
         Лейпунский Александр Ильич - академик, научный руководитель ЖМТ-направления;
         Главный старшина Леонов В.В. - старшина команды трюмных-рефрежираторщиков;
         Старшина 1 статьи Левченко Юрий Федорович — турбинист;
         Мичман Мойтус Николай  - старшина команды турбогенераторщиков;
         Контр-адмирал Нагорских Олег Леонидович - командир БЧ-5;
         Назаров Александр Карпович - Главный конструктор ПЛА;
         Старшина 2 статьи Нателкин А. - старший инструктор-турбинист;
         Мичман Немченко И. - старшина команды турбогенераторщиков;
         Капитан 1 ранга Новицкий Геннадий Гелиодорович - командир ПЛА;
         Овчинников Алексей Алексеевич - старший строитель, ответственный сдатчик ПЛА;
         Капитан 2 ранга Офман Матвей Иосифович — КГДУ (командир 4-го отсека) ;
         Парнев Лев Хаимович- конструктор ППУ;
         Капитан 1 ранга Петухов Михаил Алексеевич - замполит ПЛА;
         Матрос Погодин В. - турбинист;
         Капитан 3 ранга Потапов Николай Иванович — КГДУ;
         Капитан 1 ранга Придатко Сергей Алексеевич — КГДУ;
         Старшина 1 статьи Приступа Дмитрий Павлович — турбинист;
         Капитан 2 ранга Резник Владимир Григорьевич — КГДУ;
         Старшина 2 статьи Рожновский П. - электрик;
         Старший матрос Сергиенко — спецтрюмный;
         Капитан 1 ранга Спиридонов Иван Александрович - командир ЭТД ;
         Капитан 3 ранга Сяднев Леонид Семенович — КГДУ;
         Тачков Григорий Андреевич - заместитель главного конструктора ППУ;
         Тачков Иван Андреевич - констр. ППУ;
         Контр-адмирал Умрихин Геннадий Михайлович - старший помощник командира;
         Вице-адмирал Холостяков Георгий Никитович - руководитель 1 -го автономного похода.;
         Чистяков Вячеслав Александрович - начальник отдела ОКБ "Гидропресс";
         Старшина 2 статьи Швалев В.А. - радиометрист;
         Старшина 1 статьи Щирый Василий — торпедный электрик;
         Шохина Галина Михайловна - ведущий специалист СУЗ;
         Шолкович Б.М.-первый главный конструктор ОКБ «Гидропресс»;
         Степанов В.Н.-директор отделения ФЭИ;
         Мы верим в то, что благодарная Россия найдет небольшой кусочек земли на своих бескрайних просторах и воздвигнет памятник героической ПЛА "К-27" и всем тем, кто сопровождал ее в процессе всего жизненного цикла. Не так важно, где это будет: в Великом Ленинграде-Санкт-Петербурге, где она создавалась; в Северодвинске, где она строилась, а, может быть в Гремихе, откуда она ушла в свой последний боевой поход. 
Склоните низко головы, друзья!

НАЧАЛО: АПЛ -27 СЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ В ПАМЯТИ НАШЕЙ.

Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.

Комментарии всегда приветствуются :-)

No comments :

Post a Comment