ЖМТ-направление сыграло
не просто заметную роль в развитии атомной науки, оно определило новые
магистральные пути перехода в новую энергетическую область атомной техники. Уже
в проекте 645 1-го поколения ПЛА использовались реакторы на промежуточных
нейтронах, так же как и в проектах 705 и 705К, но ведь были спроектированы,
сконструированы, построены и применялись в наземных опытовых установках
реакторы на быстрых нейтронах.
А это уже энергетика XXI века. Причина того, что сегодня не строятся корабли с ЖМТ, лежит не в тех авариях, которые произошли на американской ПЛА "Sea Wolf и на отечественных ПЛА "К-27" и "К-64". Скорее она лежит в области технической политики, определяемой человеческими отношениями. Технологические разработки и исследования свинцово-висмутового теплоносителя,созданное Руководство по ЖМТ обеспечили дальнейшую безаварийную эксплуатацию ЯЭУ с ЖМТ ПЛА. проектов. 705 и 705К. А авария на ПЛА "К-27'^ подтвердила практически, что низкое давление в 1 -м контуре и высокая температура кипения I сплава свинец-висмут исключают тепловой взрыв реакторов с ЖМТ. Сегодня атомная наука выдвигает на первое место вопросы безопасности, вырабатывает современные критерии и оказывается, что реакторы с ЖМТ являются реакторами с естественной безопасностью, отвечающей современным требованиям. Те кто создавал и развивал ЖМТ-направление верят, что за ним будущее, что пройдет немного времени, будет реализован накопленный потенциал. Появятся новые ПЛА с ЖМТ, и возможно, не только ПЛА, но и надводные корабли, военные и гражданские, морские и наземные объекты. Этот потенциал лежит там, где создавались первые объекты с ЖМТ.
А это уже энергетика XXI века. Причина того, что сегодня не строятся корабли с ЖМТ, лежит не в тех авариях, которые произошли на американской ПЛА "Sea Wolf и на отечественных ПЛА "К-27" и "К-64". Скорее она лежит в области технической политики, определяемой человеческими отношениями. Технологические разработки и исследования свинцово-висмутового теплоносителя,созданное Руководство по ЖМТ обеспечили дальнейшую безаварийную эксплуатацию ЯЭУ с ЖМТ ПЛА. проектов. 705 и 705К. А авария на ПЛА "К-27'^ подтвердила практически, что низкое давление в 1 -м контуре и высокая температура кипения I сплава свинец-висмут исключают тепловой взрыв реакторов с ЖМТ. Сегодня атомная наука выдвигает на первое место вопросы безопасности, вырабатывает современные критерии и оказывается, что реакторы с ЖМТ являются реакторами с естественной безопасностью, отвечающей современным требованиям. Те кто создавал и развивал ЖМТ-направление верят, что за ним будущее, что пройдет немного времени, будет реализован накопленный потенциал. Появятся новые ПЛА с ЖМТ, и возможно, не только ПЛА, но и надводные корабли, военные и гражданские, морские и наземные объекты. Этот потенциал лежит там, где создавались первые объекты с ЖМТ.
Государственный научный центр РФ "Физико-Энергетический институт
им. акад. А.И. Лейпунского" (ФЭИ) г. Обнинск
В 1942 г. Государственный комитет обороны СССР принимает
постановление, "...по которому на Академию Наук возложено проведение
работ, имеющих своей задачей в весьма жатые сроки дать ответ на вопрос о
возможности или невозможности использования проявляющейся при делении урана
внутриатомной энергии для практических и, в частности, военных целей. Атомная
проблема определяется как имеющая первостепенное военно-стратегическое значение
и руководителем атомного проекта назначается академик Курчатов И.В.
В 1945 г. образуется Первое Главное управление (ПГУ) при
Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР, ставшее штабом создающейся атомной
отрасли отечественной промышленности, на базе которого создаются ряд НИИ и КБ,
в том числе ОКБ "Гидропресс" и Лаборатория "В" вблизи
станции Обнинское в 105 км от Москвы по Московско-Киевской железной дороге.
19.12. 1945 г. вышло Постановление СНК СССР об ее организации. Работу ПГУ возглавлял
Ванников Б.Л., его первым заместителем был Завенягин А.П„ заместителем по
научной работе которого работал Лейпунский А.И., входящий в состав
научно-технического совета (НТС) ПГУ и руководил, в частности, становлением и
организацией научной работы в Лаборатории "В" (1946-1949). В 1951 г.
в Лаборатории "В" было организовано два отдела, одним из которых
(быстрые и промежуточные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем)
руководил Лейпунский А.И., на его базе был создан первый стенд с ЖМТ
свинец-висмут. 17 ноября 1952 г. в служебной записке в НТС ПГУ он обосновывает
возможность создания ядерных реакторов с ЖМТ для транспортных целей. В апреле
1953 г. Постановлением Совета Министров (СМ) СССР начинается строительство
стенда-прототипа «27/ВМ с ЯЭУ ВВР (с водяным охлаждением), и стенда «27/ВТ» с
жидко-металлическим охлаждением(свинец-висмут)
09.05.1954 произведен физический, а 26.06.1954
энергетический пуск Первой в мире АЭС. В 1954 г. начаты первые проработки
высокотемпературных ЯЭУ с ЖМТ. 24.07.56 пос. Обнинское получил статус г.
Обнинска подчинения Калужской области. В декабре 1958 г. состоялся физический,
а 12.03.1959 г. энергетический пуск ЯЭУ стенда "27ЛЗТ" и на его базе
организована подготовка экипажей ПЛА с ЖМТ, а проводимые исследования позволили
создать головной образец проекта 645. 02.05.1959 г. Лейпунский А.И. назначен
научным руководителем Лаборатории "В". 25.08.1960 г. лаборатория
"В" переименована в Физико-энергетический институт. Указом Президиума
Верховного Совета СССР 29.07.1966 ФЭИ награжден орденом Трудового Красного
Знамени.
14.08.1972 скоропостижно скончался Лейпунский А.И. и по всем
вопросам, связанным с развитием ЖМТ - направления его сменил Громов Б.Ф. В 1978
г. произведен энергетический пуск полномасштабного наземного прототипа ЯЭУ ПЛА
проекта 705 в НИТИ в г. Сосновый Бор Ленинградской области. Эта установка
позволила провести ускоренную отработку режимов эксплуатации и ресурсных
испытаний оборудования. 12.04.1979 группа сотрудников ФЭИ награждена орденами и
медалями за участие в создании и проведении комплексных испытаний новой техники
для ВМФ. В 1984 г. ФЭИ награжден орденом Октябрьской Революции. В 1990 г.
начаты работы по применению теплоносителя свинец-висмут в гражданской
энергетике. Разработан проект блочной транспортной АТЭЦ "Ангстрем". В
1992 г. под научным руководством ФЭИ в ОКБ "Гидропресс" завершена
разработка проектов перспективных ППУ повышенной безопасности с теплоносителем
свинец-висмут для АЭС. 29.03.1994 Постановлением Правительства РФ ФЭИ присвоен
статус Государственного научного центра РФ (ГНЦ РФ - ФЭИ). 27.03.1996 ГНЦ РФ -
ФЭИ присвоено имя академика Лейпунского А.И. К списку лауреатов героев и
орденоносцев ФЭИ необходимо добавить имя руководителя сектора, а с 1982 г.
директора отделения Института, Заслуженного деятеля науки и техники РФ,
кандидата физико-математических наук, участника швартовых, ходовых и
государственных испытаний ЯЭУ ПЛА "К-27" и ликвидации последствий
аварии (1968) Степанова Вячеслава Николаевича.
Опытовое конструкторское бюро (ОКБ) «Гидропресс».
ОКБ "Гидропресс" было создано по Постановлению
Совета Народных Комиссаров СССР от 28 января 1946 г.для разработки оборудования
и систем, предназначенных для объектов атомной промышленности. деятельность ОКБ
начиналась с разработки проектов и оборудования опытовых реакторных установок
исследовательского назначения, и первый среди них был тяжеловодный реактор
(Heavy water reactor) в Институте теоретической и экспериментальной физики (г.
Москва). Потом были парогенератор и теплообменники для Первой АЭС (г. Обнинск).
Гордостью ОКБ "Гидропресс" является проектирование и сооружение по
этим проектам ЯППУ с жидкометаллическим теплоносителем для наземного стенда-прототипа
"27JBT" (ФЭИ), для ПЛА проекта 645 и для ПЛА проекта 705К. Всего
сооружено по проектам ОКБ 85 реакторных установок различных типов, из них 40 за
рубежом. Проектное бюро награждено орденом Трудового Красного Знамени и орденом
Труда Чехословакии.
Во главе бюро стояли опытные конструкторы: Шолкович Б.М.
(1956-1954), Агапов А.Т. (1954-1958), Брауде И.Е. (1958-1962), Стекольников
В.В. (1962-1992), Федоров В.Г. (1992-1998). С 1998 г. ОКБ "Гидропресс
возглавляет Драгунов Юрий Григорьевич -доктор технических наук.
Вспомним о тех, кто работая в бюро был тесно связан с ПЛА
"К-27" и внес большой вклад в творческие, деловые взаимоотношения и
хорошее взаимопонимание. В период строительства, монтажа, швартовных, ходовых и
государственных испытаний мы всегда ощущали поддержку и квалифицированную
помощь представителей Генерального конструктора ППУ. Парнев Л.Х. принимал
участие в обоих автономных походах ПЛА "К27". Тачков И.А. и Новожилов
В.В. стали невольными жертвами аварии 1968 г. Последний в 1993 г. на страницах
"Красной Звезды" постарался описать героизм людей в период аварии и
ликвидации ее последствий, восстановив в памяти много имен, связанных с теми
событиями. Непосредственное участие в определении причин и ликвидации
последствий аварии , выработки технических решений по защите ППУ аварийного
борта и "замораживанию" сплава в 1-м контуре для создания приемлемой
радиационной обстановки и возможности последующего восстановления
работоспособности неаварийного борта принимали прямое участие сразу же
прибывшие к месту базирования аварийной ПЛА: Тачков Г.А., Чистяков В.А.,.
Акимов В.И. и Л.Х. Парнев Л.Х..Ромашков А.М.
До сих пор не забыт памятный "матч века" на
северодвинском стадионе ДОФа между футбольными командами "Шибер"
(ОКБ'Тидропресс") и "Зебер" (ПЛА "К27").
Санкт-Петербургское Бюро Машиностроения "Малахит"
Из истории создания и
работы Бюро.
Весна
1948 г. - Создание СКБ-143 (начальник Антипин А.А., главный инженер Голосовский
П.З.)
01.03.53
- Начаты разработки по ПЛА (начальники Перегудов В.Н., Дубовиченко В.И., главные
инженеры Фуников В.Н., Разлетов Б.К.)
Разработка
проектов 627 и 627А (главный конструктор Перегудов В.Н.), проекта 645 (главный
конструктор Назаров А.К.)
1966
- переименован в Специальное монтажно-проектное бюро машиностроения
"Малахит" (начальники Исанин Н.Н., Чернышев Г.Н., Беломорец В.В.,
Кутейников А.В., главные инженеры Разлетов Б.К., Кутейников А.В.)
1968
- разработка проектов 671, 671 РТ, 671 РТМ, 705 705К (главным конструкторов
последних двух проектов были Русанов М.Г., а с 1977 г.Рюмин В.А.)
1991
- переименован в Санкт-Петербургское бюро машиностроения (начальник. Кутейников
А.В., в настоящее время Пялов В.Н., главный инженер.Остапенко В.А.)
Всего
по 16 проектам СПМБМ "Малахит"
было построено 115 ПЛ, суммарным
водоизмещением 461280 т, из них 84 атомных, суммарным водоизмещениемЗ84457 т.
Кроме Назарова А.К. - главного конструктора ПЛА "К-27", проекта 645
хочется упомянув еще о некоторых сотрудниках СПБМ "Малахит", тесно
связавших свою судьбу с героическим атомоходом:
Морозкин
Геннадий Дмитриевич - начальник отдела, ведущий конструктор, начальник
испытательной партии на ПЛА "К-27" во время швартовых, ходовых
государственных испытаний и 1-го автономного похода. Организатор встречи 1992
г. по случаю 30-летия спуска корабля на воду, участник встречи 24 мая 1998 г. в
день 30-летия аварии на ПЛА, доктор технических наук, профессор. Награжден
орденом Знак Почета. Один из инициаторов выдвижения ПЛА "К-27" в
Лауреаты "Золотой Книги Санкт-Петербурга".
Москалев
Геннадий Парфенович - заместитель главного конструктора ПЛА "К-27",
участник швартовых, ходовых и государственных испытаний, главный конструктор
ПЛ, проекта 1710, водоизмещением 1407 т, награжденный орденом Трудового
Красного Знамени.
Шмаков
Радий Анатольевич - конструктор ПЛА "К-27", главный конструктор ПЛА
"Гепард", награжденный орденом "За заслуги перед
Отечеством".
1-й ЦНИИ МО РФ (Военного кораблестроения
ВМФ)
Начальник контр-адмирал
Захаров Игорь Григорьевич
Является ведущим научно-исследовательским институтом в
области военного кораблестроения. Еще в период проектирования и строительства
главным наблюдающим от ВМФ была назначена Донченко Александра Ивановна,
единственная в истории Военно-Морского флота России женщина, окончившая
Военно-морскую академию им. А.Н. Крылова и дослужившаяся до воинского звания
капитан 1 ранга. На последнем этапе в этом качестве сменил капитан 2 ранга
Губкин А.С. В 1-й автономный поход от 1-го ЦНИИ МО ходил капитан 2 ранга Козлов
В.М. -старший научный сотрудник Института, награжденный орденом Красной Звезды.
Кроме контр-адмирала Дорофеева И.Д. научную и военную школу этого Института
прошли начальники отдела капитаны 1 ранга Пастухов Л.Н. и Иванов В.И. - доктор
технических наук, старший научный сотрудник и капитан 2 ранга Тимонин В.А.-
старший научный сотрудник, оба последние -КГДУ ПЛА "К-27"
Учебный центр ВМФ им. Л.Г. Осипенко249020, Обнинск, Калужской обл.
Сказать о том, что в 16 УЦ ВМФ начиналась вся подготовка
экипажей ПЛА ВВФ, значит сказать лишь малую часть того вклада, который внес
этот Центр в пуск каждого из подводных кораблей Флота и их безаварийную
эксплуатацию. А начиналось все в 1954 г. с Первой АЭС и территории бывшей
колонии в Обнинском, где построили будущий Центр. Отработка экипажа головной
ПЛА "К-3" и пуск 08.03.1958 стенда "27/ВМ. Тесное взаимодействие
с ведущими атомными организациями страны, пуск Стенда-прототипа
"27/ВТ" сделали эту военную организацию незаменимой в системе
подготовки специалистов ПЛА ВМФ. У этого центра было много руководителей, но
самым выдающимся среди них был бывший командир Первой атомной ПЛ
"К-3" Герой Советского Союза Осипенко Леонид Гаврилович, который
многие годы был единственным адмиралом - генералом (контр-адмиралом ВМФ и
генералом КГБ - великая дань нашей системе сбережения государственных тайн). Мы
гордимся, что одним их начальников Центра был контр-адмирал Аббасов А.У.,
бывший командир ПЛА "К-123", головной из серии проекта 705, о которой
в своей книге "Вертикальное всплытие" интересно вспоминал
Михайловский А.П. Среди тех, кто успешно преподавал в 16 УЦ ВМФ и развивал ЖМТ
-направление были офицеры ПЛА "К-27" Колмыченко А.Г., Конобрицкий
Г.М, Масленников Я.С., Саенко Б.И., Подубояринов В.А., Полетаев СМ. и др.
Государственное унитарное предприятие Производственное объединение
"СевМаш"
164500, Северодвинск,
Архангельской обл. Архангельское шоссе, 58
За почти 100-летнюю историю подводного судостроения около
полутора десятков предприятий специализировалось на создании этих грозных
носителей оружия. Но учитывая то, что подводная лодка - сложнейшее инженерное
сооружение переполненное энергетикой, оружием, техническими средствами
различного назначения, приборами и системами в проектировании,создании,
испытаниях каждого объекта принимают участие сотни промышленных предприятий,
проектных и конструкторских бюро, НИИ, организаций Академии Наук, флотских
управлений, испытательных полигонов и баз. Но есть в России предприятие
"СевМаш" г. Северодвинск, которое по праву можно назвать Центром
атомного кораблестроения, которое вот уже 50 лет строит ПЛА, являющиеся уникальными
по своим тактико-техническим характеристикам. Это огромный творческий
коллектив, возглавляемый на протяжении своей истории такими выдающимися
организаторами атомного подводного кораблестроения как Егоров Евгений Павлович,
Вашанцев Валентин Иванович, Савченко Иван Михайлович, Просянкин Григорий
Лазаревич, Макаренко Анатолий Инокентьевич и ныне Пашаев Давид Гусейнович. За
время своей славной истории на предприятии было построено 165 ПЛ 24-х проектов,
суммарным водоизмещением 1177043 т, из них 128 ПЛА,общим водоизмещением 1095722
т.
Между экипажем ПЛА "К-27" и членами сдаточной
команды СМП, возглавляемой ответственным сдатчиком Овчинниковым Алексеем
Алексеевичем и Осиповым Иваном Дмитриевичем - сдаточным механиком ПЛА
"К-27" и состоящей из слесарей-монтажников высочайшей квалификации
Губского Владимира Семеновича - старшины реакторного отсека, Макарова Бориса
Дмитриевича - старшины турбинного отсека, Петрова Николая Павловича -старшины
турбогенераторного отсека, Кашутина Якова Михайловича - сварщика, Крылова
Владимира Фирсовича - специалиста по системам воздуха высокого давления (ВВД),
Захарова Михаила Ивановича - специалиста по системе гидравлики (некоторые из
них ходили с нами в 1-й автономный поход) а так же с начальником цеха № 42
Гололобовым П.В. и мастером СУЗ того же цеха Фокиным Севером Васильевичем
установились теплые дружеские взаимоотношения, основанные на взаимном уважении.
Мы не стеснялись учиться у рабочего класса, ибо это были опытнейшие специалисты
со светлыми головами и "золотыми" руками, великолепно знающие наш
корабль во всех его деталях.
НАЧАЛО >>>>
НАЧАЛО >>>>
Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment