На вынесенный в
заголовок вопрос нет однозначного ответа, ибо, несмотря, на уже отмеченный
вклад в разные стороны жизни и боевой деятельности Военно-Морского Флота, связи
корабля с Великим Городом, на ум приходят все новые и новые подробности.
Например, после нашего первого автономного похода летом 1964 г. в
Северодвинске, можно сказать под одной крышей, в рамках общефлотского учения
"Кумжа" собрали головные корабли четырех проектов ПЛА: 627
("К-3"), 658 ("К-19"), 675 ("К-166") и 645 (наша
"К-27") и надводные корабли двух или трех типов. Цель этого учения
продемонстрировать мощь отечественного флота высшему руководящему составу
объединенных Вооруженных сил Варшавского договора.
Кроме людей в плащах, широко были представлены коллеги в мундирах, как оказалось военные и военно-морские атташе практически всех государств, даже тех у кого не было Военно-морского флота. Интерес к этой акции был огромен и не побоимся сказать, что ПЛА "К-27" сразу заняла ведущее положение и новизной демонстрируемой техники и флотским порядком. Тут уж расстарались и Окованцев Н.Д. - старший помощник командира и Петухов МА. - замполит. В отсеках первую скрипку играли заранее подготовленные командиры отсеков, молодые красавцы. Мы потом узнали, что на других кораблях командование весь экскурс и демонстрацию техники взяло на себя. Для нас это еще была и встреча с друзьями и сокурсниками, которые служили на кораблях, привлеченных к учению.
Кроме людей в плащах, широко были представлены коллеги в мундирах, как оказалось военные и военно-морские атташе практически всех государств, даже тех у кого не было Военно-морского флота. Интерес к этой акции был огромен и не побоимся сказать, что ПЛА "К-27" сразу заняла ведущее положение и новизной демонстрируемой техники и флотским порядком. Тут уж расстарались и Окованцев Н.Д. - старший помощник командира и Петухов МА. - замполит. В отсеках первую скрипку играли заранее подготовленные командиры отсеков, молодые красавцы. Мы потом узнали, что на других кораблях командование весь экскурс и демонстрацию техники взяло на себя. Для нас это еще была и встреча с друзьями и сокурсниками, которые служили на кораблях, привлеченных к учению.
Пожалуй самым памятным событием после 2-го автономного
похода стала перезарядка активных зон ядерных реакторов. Михайловский А.П,
весьма красочно описал в "Вертикальном всплытии", как на последнем
издыхании добирались в Западную Лицу. Это было обманчивое впечатление, ибо
оперативного запаса потом хватило не только перейти в Гремиху, а затем в
Северодвинск вплоть до лета 1967 г.
Летом 1967 г. активные зоны обоих реакторов необходимо было
перегружать. Примерно за год до этого знаменательного события ГК ВМФ издал
приказ о создании межведомственной комиссии для обобщения опыта этой операции.
С момента издания этого приказа все действия флота и промышленности в связи с
предстоящей перезарядкой контролировались и анализировались этой комиссией. К
этому времени на ОКБ "Гидропресс" были спроектированы и изготовлены в
полном объеме элементы специального унифицированного перегрузочного
оборудования. Учеными ФЭИ и конструкторами 'Тидропресса" с привлечением
специалистов СПМБМ "Малахит", 1-го ЦНИИ МО, ВП МО и офицеров ПЛА
"К-27" была разработана технология предстоящей перезарядки.
Отличительной чертой этой уникальной операции было то, что она проводилась при
поддержании ЖМТ в расплавленном разогретом состоянии. с помощью этого
перегрузочного оборудования силами экипажа ПЛА "К-27",в/ч
90190,СМП,"ПМ-128" и специалистов всех вышеперечисленных организаций.
Во вновь установленных активных зонах был введен объемный температурный
контроль .
Известно, что после перезарядки реактора стенда-прототипа
"27/ВТ" возникли определенные эксплуатационные сложности, что привело
к ограничению мощности реактора на стенде 70 % от Nном, из-за роста температур
в активной зоне выше предельных расчетных значений. Вспомнили лучшие традиции,
связанные с проведением физического и энергетического пусков и провели их без
замечаний, как и саму перезарядку. Этот бесценный опыт был в дальнейшем
использован на других ПЛА с ЖМТ.
После этого начали интенсивную подготовку к новым испытаниям
энергетической установки и корабля в целом.
Потом была авария и ликвидация ее последствий. Основные
задачи, которые командование поставило перед ликвидаторами были, в основном
выполнены. По некому негласному решению из двух экипажей был сформирован один,
под командованием капитана 1 ранга Новицкого Г.Г. Перед экипажем была
поставлена задача- продолжать работы по ликвидации последствий аварии, улучшать
радиационную обстановку внутри корпуса и в зоне базирования корабля, проводить
ревизию технических средств и заниматься ремонтом, используя базовый ЗИП.
Количество командированных на ПЛА "К-27" не убывало, причем это были
в большинстве своем конструкторы основных узлов ППУ ЯЭУ и эксплуатационники
различных систем и механизмов. Привозили утвержденные программы экспериментов и
испытаний технических средств, которые необходимо провести в ударном порядке. А
время действительно не терпело, на носу был спуск и эксплуатация серии
уникальных ПЛА XX века "Истребителей ПЛ" проектов 705 и 705К, имеющих
титановый корпус, рассчитанных на рабочую глубину 400 м, одновальных с реактором
на промежуточных нейтронах использующих ЖМТ, высокоскоростных, развивающих
скорость более 41 узла, Комплексно-автоматизированная система ПЛА позволяла
одновременно управлять энергетикой, кораблем, наблюдением, связью и оружием.
Одновременно экипаж и сторонники ЖМТ различных организаций флота, науки и
промышленности продолжали вынашивать идею ввести в строй хотя бы неаварийный
борт ППУ. К этому шли долгих пять лет. И вот это событие состоялось. При этом
необходимо вспомнить, что технология его "замораживания" в 1968 г.
была разработана на перспективу. И вот были "разморожены"
трубопроводы 1-го контура, свободные полости реактора, парогенераторов,
циркуляционных насосов. Сплав был разогрет, прокачан через контур и реактор
выведен на МКУМ с соблюдением всех мер, связанных с ядерной безопасностью.
Потом вывели ППУ в турбогенераторный режим, а реактор на мощность 20% N ном., и
дали пар. Радости не было предела. В этой работе самое непосредственное участие
принимали наши друзья-коллеги из СПМБМ "Малахит", ОКБ Гидропресс",
СМП и 1-го ЦНИИ МО. Эта уникальная работа проводилась под руководством
Межведомственной комиссии.
НАЧАЛО >>>>
НАЧАЛО >>>>
Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment