Межведомственная
комиссия должна была выработать предложения по дальнейшему использованию ПЛА
"К-27".
В ее состав входили: Папковский Борис Петрович (16 ГУ МСМ), Степанов Вячеслав Николаевич (ФЭИ), Москалев Геннадий Парфенович (СПМБМ "Малахит"), Акимов Владимир Иольевич (ОКБ "Гидропресс"), Горячев Юрий Васильевич (СМП), Шохина Галина Михайловна (ОКБ-12 МАП), капитан 1 ранга Васильев Борис Федорович (1-й ЦНИИ МО), капитана 1 ранга Калдыбаев Эдуард Сергеевич^)/ капитан 2 ранга Румянцев Георгий Александрович(ТУ СФ), капитан 1 ранга Дубовской Юрий Александрович (17-я дивизия ПЛА), капитан 3 ранга Шпаков Алксандр Васильевич (ВП МО) и представители других организаций - капитан 2 ранга Кожемякин Станислав Петрович, Тур Владимир Матвеевич, Соболев Руслан Вячеславович, Симонов Роман Иванович, Белаковский Илья Маркович. К работе комиссии были привлечены: капитан 1 ранга Колобов Евгений Петрович, Ночевкин Глеб Георгиевич, Захаров Глеб Андреевич, Харькин Александр Федорович, Лебедев Михаил Сергеевич, Виноградов Николай Николаевич, Баринов Евгений Иванович, Абрамов Виктор Иванович и капитан 2 ранга Иванов Алексеей Анатольевич (ПЛА "К-27").
В ее состав входили: Папковский Борис Петрович (16 ГУ МСМ), Степанов Вячеслав Николаевич (ФЭИ), Москалев Геннадий Парфенович (СПМБМ "Малахит"), Акимов Владимир Иольевич (ОКБ "Гидропресс"), Горячев Юрий Васильевич (СМП), Шохина Галина Михайловна (ОКБ-12 МАП), капитан 1 ранга Васильев Борис Федорович (1-й ЦНИИ МО), капитана 1 ранга Калдыбаев Эдуард Сергеевич^)/ капитан 2 ранга Румянцев Георгий Александрович(ТУ СФ), капитан 1 ранга Дубовской Юрий Александрович (17-я дивизия ПЛА), капитан 3 ранга Шпаков Алксандр Васильевич (ВП МО) и представители других организаций - капитан 2 ранга Кожемякин Станислав Петрович, Тур Владимир Матвеевич, Соболев Руслан Вячеславович, Симонов Роман Иванович, Белаковский Илья Маркович. К работе комиссии были привлечены: капитан 1 ранга Колобов Евгений Петрович, Ночевкин Глеб Георгиевич, Захаров Глеб Андреевич, Харькин Александр Федорович, Лебедев Михаил Сергеевич, Виноградов Николай Николаевич, Баринов Евгений Иванович, Абрамов Виктор Иванович и капитан 2 ранга Иванов Алексеей Анатольевич (ПЛА "К-27").
Членам экипажа ПЛА "К-27" казалось, что успешный
разогрев и вывод реактора на мощность должны были привести МВК к решению
восстановить корабль и использовать его в каких-то вариантах в интересах ВМФ:
например, продолжать использование в режиме опытовой ЯЭУ с ЖМТ ПЛА для
испытаний отдельных узлов оборудования, отработки эксплуатационных режимов и
проверки предлагаемых технических решений, или же использовать его для
эксплуатационной подготовки и отработки экипажей ПЛА с ЖМТ в условиях учебно-тренировочной
станции (УТС). Однако, анализ состояния ЯЭУ показал, что необходима замена
целого ряда основного и вспомогательного оборудования и систем корабля, в том
числе и ППУ. Оказалось, что многое из того, что было установлено на ПЛА
"К-27" было снято с производства и уже не производилось. Требовалось
время на восстановление технологических линий для налаживания производства
техники 5-6 - летней давности. Проведенные экономические расчеты показали, что
такое восстановление корабля в финансовом отношении не целесообразно. К тому же
неоправданно было вводить морально устаревшую ПЛА, когда в стадии завершения
находилось строительство целой серии кораблей проекта 705 и 705К. Не
восстанавливать "К-27" - таков был вердикт МВК, принятый спустя два месяца.
Почти год простояла ПЛА "К-27" в Йоканьгской ВМБ,
а затем была передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП к родному
причалу откуда она уходила в свою короткую, но героическую жизнь. Все это
время, несмотря на то, что от экипажа осталась одна треть, л/с содержал корабль
в идеальном состоянии. Чистота царила такая, что как говорят очевидцы по
поручням можно было спускаться в белых перчатках.
В 1976 г. была назначена очередная комиссия для проведения
обследования состояния ЯЭУ и ПЛА в целом. Как итог - ПЛА "К-27" в
1977 г. исключена из боевого состава ВМФ, ее сдали на слом, а экипаж
расформировали. Комиссия выступила с предложением, учитывая то, что на корабле
стояли активные зоны с практически не выработанным ресурсом ядерного топлива,
произвести в соответствии с требованиями МАГАТЭ затопление всего корабля на
глубине не менее 4000 м. Демонтаж наиболее ценного оборудования, восстановление
плавучести для буксировки ПЛА в полигон к месту захоронения, проведение
мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности командование
решило поручить экипажу, который был сформирован в 1979 г. по минимальному
штату. Все понимали, что пути назад нет и относились к этим работам с большой
ответственностью. Демонтировали главные турбины и ряд ценных агрегатов,
восстановили плавучесть ПЛА, Важным моментом было обеспечение приемлемой
ядерной и радиационной безопасность ЯЭУ при хранении под водой. С этой целью
ФЭИ и ОКБ "Гидропресс" рекомендовали закачать в незаполненные сплавом
полости реакторов, парогенераторов, агрегатов и трубопроводов 1-го контура
обоих бортов фурфурол - материал, который кристаллизуется и становится тверже
гранита, а сам реакторный отсек залить твердеющей смесью битума и других
долговечных материалов, превратив его в саркофаг для активных зон, в виде
этакого "слоеного пирога, что и было выполнено. При этом гарантировалась
экологическая безопасность в районе захоронения в течение 100 лет, кстати, 20
из них уже прошло. Экипаж навел идеальный порядок во всех отсеках ПЛА и после
проверки аварийно-спасательной службой (АСС) она была отбуксирована в залив
Степового, что на Новой Земле в Карском море. Руководил этой операцией
начальник штаба 339 об ПЛ СФ капитан 1-го ранга Вячеслав Солнышкин. а функции
Врио командира корабля исполнял командир БЧ-У капитан 2 ранга Иванов А.А. Вот
как он вспоминает это событие:
"В сентябре 1981 г. лодку отбуксировали в Карское море.
Недалеко от северо-восточного берега Новой Земли было намечено место ее
затопления. Открыли кингстоны, заполнили главную осушительную магистраль. Я
поднялся на мостик, снял флаг и положил его за пазуху. Сходил с
корабля последним. Вся моя жизнь практически была отдана этой подводой лодке... С буксира торопили криками и жестами, я прыгнул в шлюпку. Стальное тело лодки, каждый сантиметр которого мне был знаком, спокойно колыхалось совсем рядом. Я поцеловал его и, не выдержав, заплакал. Но субмарина не спешила тонуть: она все больше заваливалась на нос и,
наконец застыла с задранным хвостовым оперением. Было ясно, что ее нос уперся в грунт.. А ведь длина лодки составляла всего 109 м, значит затопление, вопреки рекомендациям МАГАТЭ произвели на глубине примерно 33м.
корабля последним. Вся моя жизнь практически была отдана этой подводой лодке... С буксира торопили криками и жестами, я прыгнул в шлюпку. Стальное тело лодки, каждый сантиметр которого мне был знаком, спокойно колыхалось совсем рядом. Я поцеловал его и, не выдержав, заплакал. Но субмарина не спешила тонуть: она все больше заваливалась на нос и,
наконец застыла с задранным хвостовым оперением. Было ясно, что ее нос уперся в грунт.. А ведь длина лодки составляла всего 109 м, значит затопление, вопреки рекомендациям МАГАТЭ произвели на глубине примерно 33м.
Оставить
"К_27" в таком положении, конечно было невозможно, буксир-спасатель
"наехал" на хвост, пробив балластные цистерны и вскоре вода
сомкнулась над ней..."
Это произошло 06.09.1981 г. в точке с координатами:
72°31" СШ и 55°30" ВД. ПЛА "К-27" стала навечно подводной
лодкой. Вечная память тебе, героический корабль!
Сохранились фотографии из архива Иванова А.А„ запечатлевшие
динамику затопления ПЛА "К-27" и фото "похоронной команды."
на борту корабля перед затоплением. Около десятка молодых грустных лиц.
НАЧАЛО >>>>
НАЧАЛО >>>>
Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment