Free Sail Boat Cursors at www.totallyfreecursors.com

Раздел 18. ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД НАСТУПАЕТ.

Межведомственная комиссия должна была выработать предложения по дальнейшему использованию ПЛА "К-27".
В ее состав входили: Папковский Борис Петрович (16 ГУ МСМ), Степанов Вячеслав Николаевич (ФЭИ), Москалев Геннадий Парфенович (СПМБМ "Малахит"), Акимов Владимир Иольевич (ОКБ "Гидропресс"), Горячев Юрий Васильевич (СМП), Шохина Галина Михайловна (ОКБ-12 МАП), капитан 1 ранга Васильев Борис Федорович (1-й ЦНИИ МО), капитана 1 ранга Калдыбаев Эдуард Сергеевич^)/ капитан 2 ранга Румянцев Георгий Александрович(ТУ СФ), капитан 1 ранга Дубовской Юрий Александрович (17-я дивизия ПЛА), капитан 3 ранга Шпаков Алксандр Васильевич (ВП МО) и представители других организаций - капитан 2 ранга Кожемякин Станислав Петрович, Тур Владимир Матвеевич, Соболев Руслан Вячеславович, Симонов Роман Иванович, Белаковский Илья Маркович. К работе комиссии были привлечены: капитан 1 ранга Колобов Евгений Петрович, Ночевкин Глеб Георгиевич, Захаров Глеб Андреевич, Харькин Александр Федорович, Лебедев Михаил Сергеевич, Виноградов Николай Николаевич, Баринов Евгений Иванович, Абрамов Виктор Иванович и капитан 2 ранга Иванов Алексеей Анатольевич (ПЛА "К-27").
         Членам экипажа ПЛА "К-27" казалось, что успешный разогрев и вывод реактора на мощность должны были привести МВК к решению восстановить корабль и использовать его в каких-то вариантах в интересах ВМФ: например, продолжать использование в режиме опытовой ЯЭУ с ЖМТ ПЛА для испытаний отдельных узлов оборудования, отработки эксплуатационных режимов и проверки предлагаемых технических решений, или же использовать его для эксплуатационной подготовки и отработки экипажей ПЛА с ЖМТ в условиях учебно-тренировочной станции (УТС). Однако, анализ состояния ЯЭУ показал, что необходима замена целого ряда основного и вспомогательного оборудования и систем корабля, в том числе и ППУ. Оказалось, что многое из того, что было установлено на ПЛА "К-27" было снято с производства и уже не производилось. Требовалось время на восстановление технологических линий для налаживания производства техники 5-6 - летней давности. Проведенные экономические расчеты показали, что такое восстановление корабля в финансовом отношении не целесообразно. К тому же неоправданно было вводить морально устаревшую ПЛА, когда в стадии завершения находилось строительство целой серии кораблей проекта 705 и 705К. Не восстанавливать "К-27" - таков был вердикт МВК, принятый спустя два месяца.
         Почти год простояла ПЛА "К-27" в Йоканьгской ВМБ, а затем была передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП к родному причалу откуда она уходила в свою короткую, но героическую жизнь. Все это время, несмотря на то, что от экипажа осталась одна треть, л/с содержал корабль в идеальном состоянии. Чистота царила такая, что как говорят очевидцы по поручням можно было спускаться в белых перчатках.
         В 1976 г. была назначена очередная комиссия для проведения обследования состояния ЯЭУ и ПЛА в целом. Как итог - ПЛА "К-27" в 1977 г. исключена из боевого состава ВМФ, ее сдали на слом, а экипаж расформировали. Комиссия выступила с предложением, учитывая то, что на корабле стояли активные зоны с практически не выработанным ресурсом ядерного топлива, произвести в соответствии с требованиями МАГАТЭ затопление всего корабля на глубине не менее 4000 м. Демонтаж наиболее ценного оборудования, восстановление плавучести для буксировки ПЛА в полигон к месту захоронения, проведение мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности командование решило поручить экипажу, который был сформирован в 1979 г. по минимальному штату. Все понимали, что пути назад нет и относились к этим работам с большой ответственностью. Демонтировали главные турбины и ряд ценных агрегатов, восстановили плавучесть ПЛА, Важным моментом было обеспечение приемлемой ядерной и радиационной безопасность ЯЭУ при хранении под водой. С этой целью ФЭИ и ОКБ "Гидропресс" рекомендовали закачать в незаполненные сплавом полости реакторов, парогенераторов, агрегатов и трубопроводов 1-го контура обоих бортов фурфурол - материал, который кристаллизуется и становится тверже гранита, а сам реакторный отсек залить твердеющей смесью битума и других долговечных материалов, превратив его в саркофаг для активных зон, в виде этакого "слоеного пирога, что и было выполнено. При этом гарантировалась экологическая безопасность в районе захоронения в течение 100 лет, кстати, 20 из них уже прошло. Экипаж навел идеальный порядок во всех отсеках ПЛА и после проверки аварийно-спасательной службой (АСС) она была отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море. Руководил этой операцией начальник штаба 339 об ПЛ СФ капитан 1-го ранга Вячеслав Солнышкин. а функции Врио командира корабля исполнял командир БЧ-У капитан 2 ранга Иванов А.А. Вот как он вспоминает это событие:
         "В сентябре 1981 г. лодку отбуксировали в Карское море. Недалеко от северо-восточного берега Новой Земли было намечено место ее затопления. Открыли кингстоны, заполнили главную осушительную магистраль. Я поднялся на мостик, снял флаг и положил его за пазуху. Сходил с
корабля последним. Вся моя жизнь практически была отдана этой подводой лодке... С буксира торопили криками и жестами, я прыгнул в шлюпку. Стальное тело лодки, каждый сантиметр которого мне был знаком, спокойно колыхалось совсем рядом. Я поцеловал его и, не выдержав, заплакал. Но субмарина не спешила тонуть: она все больше заваливалась на нос и,
наконец застыла с задранным хвостовым оперением. Было ясно, что ее нос уперся в грунт.. А ведь длина лодки составляла всего 109 м, значит затопление,      вопреки рекомендациям МАГАТЭ произвели на глубине примерно 33м.
Оставить "К_27" в таком положении, конечно было невозможно, буксир-спасатель "наехал" на хвост, пробив балластные цистерны и вскоре вода сомкнулась над ней..."
         Это произошло 06.09.1981 г. в точке с координатами: 72°31" СШ и 55°30" ВД. ПЛА "К-27" стала навечно подводной лодкой. Вечная память тебе, героический корабль!
         Сохранились фотографии из архива Иванова А.А„ запечатлевшие динамику затопления ПЛА "К-27" и фото "похоронной команды." на борту корабля перед затоплением. Около десятка молодых грустных лиц.
НАЧАЛО >>>>

Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.




Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.

Комментарии всегда приветствуются :-)

No comments :

Post a Comment