В Военно-морском флоте
за более чем 300-летнюю историю его существования сложилась стройная система
подготовки научных кадров. Наиболее фундаментально эта подготовка ведется через
адъюнктуру высших учебных заведений, среди которых наиболее высоким потенциалом
обладает Военно-морская академия, которая сегодня носит имя выдающегося
отечественного флотоводца Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского
Союза Кузнецова Николая Герасимовича.
В стенах этого учебного заведения посчастливилось окончить адъюнктуру при академии, защитить кандидатскую диссертацию (к.т.н.) и через год получить ученое звание "Доцент".капитану 1 ранга Артеменкову Владимиру Стефановичу.
В стенах этого учебного заведения посчастливилось окончить адъюнктуру при академии, защитить кандидатскую диссертацию (к.т.н.) и через год получить ученое звание "Доцент".капитану 1 ранга Артеменкову Владимиру Стефановичу.
Тоже через адъюнктуру пришли в науку капитаны 1 ранга братья
Придатко Сергей и Владимир Алексеевичи, оба КГДУ с 1-го экипажа и Сиротенко
Борис Гаврилович, КГАТ 2-го экипажа. Им повезло не меньше, они закончили
адъюнктуру при лучшем военно-морском инженерном училище последних лет (СВВМИУ),
все трое защитили кандидатские диссертации (к.т.н.) и за достижения в
педагогической деятельности получили ученые звания "Доцент".
Безусловно, не адъюнктурой единой жива военно-морская наука.
Просто через соискательство работали, накапливали материал, написали и успешно
защитили диссертации, проходя службу в военных управлениях,
научно-исследовательских институтах и военных учебных заведениях контр-адмирал
Нагорских Олег Леонидович (командир БЧ-У основного и 1-го экипажей ПЛА
"К-27" кандидат технических наук, доцент, возглавлявший науку в
старейшем инженерном ВУЗе России ВВМИОЛУ и. Ф.Э. Дзержинского), капитаны 1
ранга Гришин Вячеслав Иванович (КГДУ, доктор технических наук, профессор),
Новожилов Александр Петрович (КГАТ, доктор технических наук, профессор), Иванов
Валерий Иванович (КГДУ, доктор технических наук, старший научный сотрудник,
начальник отдела 1-го ЦНИИ МО (ВК ВМФ)), Фытов Геннадий Александрович (Врио
командира ПЛА "К-27", кандидат военных наук, доцент во ВВМУ ПП им.
Ленинского Комсомола), Максимов Юрий (КГАТ, кандидат технических наук, доцент)
и
Мартемьянов Игорь Николаевич (КГАТ 1-го экипажа, кандидат
физико-математических наук, старший научный сотрудник в СВВМИУ), Мы горды тем,
что корабельный врач Гребенник Михаил Афанасьевич стал доктором медицинских
наук. Тоже через соискательство прошел капитан-лейтенант Антонов Юрий Федорович
(КЭТГ 2-го экипажа ПЛА "К-27"), уволился в запас, работал в НИИ с
оборонным уклоном, разрабатывая современные флотские проблемы с использованием
МГД- генераторов, защитил кандидатскую диссертацию (к.т.н.).
Все перечисленные здесь офицеры, которые проходили службу в
СВВМИУ (к ним еще можно добавить капитанов 2 ранга Елисеева Алексея Антоновича
и Ялова Александра Ивановича, оба КГДУ со 2-го экипажа ПЛА "К-27"),
принимали непосредственное участие в разработке, создании, использовании в НИР
и учебном процессе "Учебно-научного комплекса с действующими
ядерно-физическими и теплотехническими установками для подготовки офицерских
инженерных кадров атомных подводных лодок". Создание "Учебно-научного
комплекса" диктовалось первичным опытом военно-инженерного образования,
накопленным в учебном процессе училищ. Он однозначно определил, что необходимо
менять технические средства обучения и переходить от схем и " холодных"
макетов к действующим установкам, механизмам и системам. Идею создания
Комплекса в СВВМИУ еще в 1959 г. выдвинул известный отечественный ученый в
области безопасной эксплуатации ЯЭУ, академик РАН, доктор технических наук,
профессор, вице-адмирал Саркисов Ашот Аракелович, под началом которого
сложилась целая ядерная научная школа. Вначале планировалось создать в училище
"Борт" энергетических отсеков по образцу и подобию стендов-прототипов
в Обнинске. Однако ГТУ ВМФ в поставке "Борта" в Севастополь отказало
и тогда было решено воплотить эту идею в жизнь поэтапно: вначале построить в
лаборатории кафедры "Ядерных реакторов и парогенераторов" (ЯР и ПГ)
подкритическую уран-водную сборку (подкритический реактор), потом создать
научно-исследовательскую лабораторию с действующим реактором, затем на ее базе
ввести в эксплуатацию уран-водную критическую сборку (реактор нулевой мощности)
и, наконец, построить лабораторный комплекс с полномасштабным
"Бортом" ЯЭУ ПЛА 2-го поколения, но без ядерного реактора, функцию
которого выполняла бы электронная модель на базе специализированной ЭВМ. Все
это дополнить теплотехническими лабораториями и стендами. К 1979 году
сооружение Комплекса и его внедрение в НИР и учебный процесс было завершено
творческим коллективом, который был представлен, в том числе, и бывшими
офицерами ПЛА "К-27". Эффективность использования Комплекса прошла
проверку временем. По результатам работ, проведенных на Комплексе только в
первые 15 лет его эксплуатации защищено 7 докторских и около 30 кандидатских диссертаций,
получено более 30 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Выходцы с
ПЛА "К-27" по результатам НИР на Комплексе приняли участие в
подготовке 4 монографий, 25 научно-технических отчетов, около 30 научных статей
и 15 докладов на Всесоюзных и отраслевых конференциях. Руководимые ими
курсанты, будущие инженеры по эксплуатации ЯЭУ ПЛА, в рамках Военно-научного
общества курсантов награждались Дипломами Министерства высшего и среднего
специального образования, Научно-технического общества им академика А.Н.
Крылова, поощрялись ГК ВМФ и Заместителем. ГК ВМФ - начальником ВМУЗов за
лучшие конкурсные научные работы. В 1984 г. Комплекс был выдвинут рядом Главных
управлений ВМФ на соискание Государственной премии в области науки и техники по
закрытой тематике. Это предложение, благодаря анализу, проведенному Ведущим
специалистом капитаном 1 ранга Сорокиным Юрием Михайловичем (бывшим командиром
Дивизиона живучести ПЛА "К-27") и сделанному заключению было
поддержано ГУ ВУЗ МО, но не нашло поддержки в каких-то других структурах.
Кроме военных учебных заведений научные работы выполняются и
научными кадрами и военных научно-исследовательских институтов (НИИ).
Главенствующее положение среди этих организаций по праву занимает 1-й ЦНИИ МО
(НИИ военного кораблестроения ВМФ) в Ленинграде - Санкт-Петербурге. В течение
многих лет начальником управления был лауреат Ленинской премии контр-адмирал
Дорофеев Иван Дмитриевич, доктор технических наук, профессор, заместитель
председателя Правительственной комиссии по приемке ПЛА "К-27" и
участник 1-го автономного похода, Кроме ПЛА "К-27", как научный
руководитель подводного судостроения и эксплуатации от ВМФ, он дал путевку в
жизнь практически всем отечественным головным ПЛА. Не зря же Ивана Дмитриевича
всерьез называли "советским Риковером". После службы на ПЛА
"К-27" в должности командира Дивизиона движения, участника аварии
1968 г. и окончания ВМОПА в этот Институт был назначен капитан 1 ранга Пастухов
Лев Николаевич. С должности КГДУ ПЛА "К-27" ушел в 1-й ЦНИИ МО
капитан 2 ранга Тимонин Вадим Алексеевич и дослужился до старшего научного
сотрудника Института.
Хотелось бы о некоторых из перечисленных офицеров рассказать
подробнее.
Капитан
1 ранга Фытов Геннадий Александрвич
Участник двух автономных походов на ПЛА "К-27", где
он выступал в должности помощника командира корабля и не только организовал
обеспечение подготовки походов, но и великолепно справлялся с обязанностями
вахтенного офицера. И это несмотря на пожар в VI
отсеке, который произошел во 2-м походе во время вахты его боевой смены.
Получил устный нагоняй от руководителя похода во время беседы с глазу на глаз и
по окончании похода был награжден орденом Красного Знамени. "Ничего не
поделаешь, - такая уж она, наша подводная служба", как сказал позднее Михайловский
А.П.. В конце 1966 г. после во время ходовых испытаний после очередного ремонта
ПЛА Фытов Г.А. сдал в полном объеме все зачеты и был допущен к самостоятельному
управлению ПЛА "К-27" и награжден знаком "Командир ПЛ".
После известной аварии в 1968 г. его назначили Врио командира ПЛА
"К-27" для ликвидации последствий аварии на первом этапе. Сам получил
приличную дозу облучения, но делал все, чтобы максимально обезопасить экипаж,
прикомандированных офицеров и других "ликвидаторов". Стал ветераном
подразделений особого риска и за этот труд "в преисподней" награжден
орденом Мужества в 2000 г. Служба на ПЛА "К-27" разделила его жизнь
на две части: "до" и "после". "До" - родился в
Сталинграде, окончил среднюю школу в Ленинграде , одновременно, работая токарем
на заводе "Красный химик". Был призван в ВМФ и отслужил целый год
рулевым сигнальщиком в Очакове на катере-тральщике, где подорвал свою первую
боевую мину. Потом закончил Минно-торпедный факультет ВВМУ им. П.С. Нахимова в
1954 г. в Севастополе и был назначен командиром БЧ - 2-3. на эскадренном
тральщике, где довел свой счет вытраленных мин до 17, а затем помощником
командира базового тральщика. Был допущен к самостоятельному управлению 3-мя
проектами тральщиков. В 1961 г. перешел служить на ПЛ "М-263",
проекта А-615, получил допуск к самостоятельному управлению
"малюткой" а затем был направлен на курсы старпомов ПЛ в ВОЛСОК,
которые окончил с отличием. По окончании Курсов был назначен командиром БЧ-3 на
ПЛА "К-19", проекта 658. В январе 1963 г. приходит помощником
командира на ПЛА "К-27", проекта 645. "После" - это
должность старшего помощника на ПЛА "К-П", проекта 627А и опять
"К-27". Был допущен к самостоятельному управлению ПЛА 3-х проектов.
Затем его переводят преподавателем, а потом старшим преподавателем на кафедру
"Тактики ВМФ и военной истории" во ВВМУ ПП им. Ленинского Комсомола.
Там в 1979 году ему было присвоено воинское звание капитан 1 ранга, в 1982 г.
без отрыва от учебного процесса защитил кандидатскую диссертацию по анализу
вероятностных процессов эффективности использования торпедного оружия в ВМФ.
Через год становится "Доцентом". В 1988 г. увольняется в запас и
работает на родной кафедре, но уже в Военно-морском инженерном институте в г.
Пушкине. Верен единственной еще со времен Севастополя любви. Сын последовал
примеру отца. Капитан 2 ранга. Всю службу посвятил Тихоокеанскому флоту.
Капитан
1 ранга Артеменков Владимир Стефанович (30.11.1936-21.121997)
Родился в г. Полярный Мурманской области, окончил школу в г.
Балтийске, Калининградской области. Морские города - знакомая военно-морская
среда, так что ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, которое он закончил в начале 1960
г. не было случайностью. В Обнинске 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип
"27/ВТ" - обычная схема подготовки командира турбинной группы 2-го
экипажа с последующим назначением командиром Дивизиона движения. 2-го экипажа.
Участвовал во 2-м автономном походе, дублируя в этой должности назначенного на
повышение Полетаева СМ.. Награжден орденом Красной Звезды (1966). Окончил ВМОЛА
с Золотой медалью и был оставлен в адъюнктуре при академии. Благодаря своей
высокой трудоспособности, ему удалось не просто окончить адъюнктуру, а сразу же
по ее окончании защитить кандидатскую диссертацию на актуальную для ВМФ тему,
получить ученую степень "Кандидата технических наук", остаться в ВМА
на преподавательской работе. Буквально через год ему было присвоено ученое
звание "Доцент". Умение обучать и воспитывать как нельзя лучше
сочетались в нем. Артеменкова B.C. назначают старшим преподавателем на ведущую
кафедру "Атомных энергетических установок", а после увольнения в
запас он продолжает педагогическую деятельность а академии. Заметьте, все на
одной и той же кафедре ВМОЛА, верность которой он сохранил до конца своих дней.
Он был участником ликвидации последствий аварии на ПЛА и признан Ветераном
подразделений особого риска.
Владимир Стефанович был
очень восприимчивой и ранимой натурой. Не терпел предательства. Это,
непростая служба и далеко не богатырское здоровье привели к тому, что он ушел
из жизни едва перешагнув 60 лет.
Капитан
1 ранга Придатко Сергей Алексеевич (31.01.1938-10.02.1994)
Сергей Алексеевич -киевлянин, жил на территории
Киевско-Печерской Лавры. Мать воспитывала троих детей практически без отца, но
дала им хорошее воспитание. Сергей окончил школу с Золотой медалью и вместе с
братом- близнецом поступил на Кораблестроительный факультет ВВМИОЛУ им Ф.Э.
Дзержинского, а в 1958 г. с образованием Специального факультета (Эксплуатация
ЯЭУ) переведен туда. Окончил училище с отличием в 1960 в составе, по общему
мнению, одного из самых успешных выпусков. Направлен в Обнинск КГДУ на 1-й
экипаж ПЛА "К-27". Прошел вместе с братом полный курс подготовки в 16
УЦ ВМФ и на Стенде-прототипе "27/ВТ". В 1961 г. 2-й экипаж учился в
Обнинске по их конспектам. Принимал участие во всех мероприятиях боевой
подготовки корабля, включая 1-й автономный поход (1964). Награжден орденом
Красной Звезды. В течении этих 4-х лет занимался сбором информации и ее
анализом, связанной с эксплуатацией ППУ с ЖМТ Сразу после похода назначен в
СВВМИУ начальником лаборатории управления ПЛ и тренажеров. В 1966 году поступил
в адъюнктуру кафедры "Автоматики и контроля корабельных энергетических
установок". Написал диссертацию на тему: "Исследование динамики ППУ с
ЖМТ с распределенными параметрами , как объекта автоматизированной системы
управления" и блестяще защитил ее в 1969 г. получив ученую степень
"Кандидата технических наук". Через год ему было присвоено ученое
звание "Доцент". В 1968 г., будучи адъюнктом, по приказу ГК ВМФ
откомандировывается на аварийную ПЛА "К-27" для ликвидации
последствий аварии. Проходит весь этот ад начальной стадии, когда вахты по
поддержанию установки в "горячем резерве" и замораживание сплава в
контурах ППУ сменяются мероприятиями по защите аварийного 1-го контура и
реакторного отсека. Назначен преподавателем на кафедру "Автоматического
управления процессами". В течение 9.ти лет его со степенью и ученым
званием не повышали в должности, хотя кроме принципиального, легкоранимого
характера, других грехов за ним не водилось. И он решается на смелый шаг - дает
согласие на службу старшим научным сотрудником Научно-испытательной части
Испытательного полигона ядерного оружия. Во время службы в училище и на Новой
Земле увлекается горным туризмом, становится "Кандидатом в мастера
спорта" и спортивным судьей высокой категории. Получает звание капитана 1
ранга, увольняется в запас и возвращается сначала на должность инженера, а
потом научного сотрудника в лабораторию ИР-100 СВВМИУ. В его научном багаже
около 50 печатных трудов и 6 авторских свидетельств на изобретения. Трагически
погиб при восхождении на Эльбрус в 1994 г.. Похоронен в Севастополе на Братском
кладбище рядом с матерью. Его могилу венчает простой, но очень оригинальный
Крест.
Капитан 1 ранга Иванов Валерий Иванович (09.08.1941-13.07.2000)
Валерий Иванович родился в Баку, где наверное еще жили
воспоминания о дислокации там в военное и послевоенное время Дзержинки. После
окончания Специального факультета по эксплуатации ЯЭУ 1 1965 г. получает
назначение на должность КГДУ 2-го экипажа ПЛА "К-27" и вместе с нею
проходит нелегкий путь испытания энергетической установки с ЖМТ, ликвидации
последствий аварии 1968 г., борьбы за восстановление здоровья и участия во всех
мероприятиях по потенциальному "оживлению" неаварийного борта.
Позднее был признан Ветераном подразделений особого риска и награжден орденом
Мужества. Командование отметило большой научный потенциал молодого ученого и он
был рекомендован для службы в 1-й ЦНИИ МО(Военного кораблестроения ВМФ), где в
течение четверти века прошел путь от младшего научного сотрудника до начальника
отдела. Его разработки и предложения в Государственные нормативные акты и
целевые научно-технические программы по развитию атомной энергетики,
корабельных ЯЭУна всех стадиях жизненного цикла, включая утилизацию;
непосредственное участие в создании и внедрении в практику научно-технической
документации по ядерной безопасности и исключение неуправляемой цепной реакции
при проектных и запроектных авариях, в том числе при затоплении отсеков, пожаре,
опрокидывании корабля; разработка требований м методик количественной оценки
качества проектируемых и эксплуатируемых активных зон, моделей из
использования; разработка оптимальных для ВМФ циклов использования ядерного
топлива и транспортно-технологических схем обращения с ним создали ему
заслуженный авторитет в промышленности и на флоте. Принимал непосредственное
участие в испытаниях ПЛA
и корабельной техники. Награжден орденом "За службу Родине в ВС " -
3-й степени. Мы не знаем, существует ли официальная должность "Главного
физика ВМФ", но мы всегда таковым считали капитана 1 ранга Иванова Валерия
Ивановича, доктора технических наук, старшего научного сотрудника. После
увольнения в запас продолжает работать в ставшем родным институте. Автор более
150 научных трудов, в том числе 26 изобретений. Под его научным руководством
были подготовлены и защищены 3 кандидатские диссертации, кроме того, был
научным консультантом одной докторской работы. Не порывал связей с экипажем ПЛА
"К-27" и участвовал во всех памятных встречах.. Его кончина была
неожиданностью для всех нас. Похоронен в Санкт-Петербурге на Северном
кладбище..
Капитан 1 ранга Мартемьянов Игорь Николаевич
Истинный россиянин, родившийся в тургеневских местах
орловско-курского центра России. Война забросила семью в Грозный, где окончил
среднюю школу с Золотой медалью. Волею случая поступил на Электротехнический
факультет ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского и в пору "великого переселения
народов" был переведен на специальный электрофак ВВМИУ ПП в Севастополь,
который окончил в легендарном выпуске инженерных училищ 1960 г. Командир
электромеханической группы (ЭМГ) ПЛ "С-168" (командир- будущий
начальник Каспийского ВВМУ, контр-адмирал Архипов Василий Александрович), но
сдав зачеты на допуск к самостоятельному управлению, вспомнил о своем атомном
предназначении и с помощью капитана 2 ранга Н. Сигачева . был переведен на
должность КГ AT
2-го экипажа ПЛА "К-27". Пройдя через 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип
"27/ВТ" был назначен на 1-й экипаж. Молодой, холостой и глупый,
буквально не вылезал из прочного корпуса, пройдя весь цикл боевой подготовки
(БП) от достройки и спуска корабля на воду до 1-го автономного похода. Там было
все. И освоение новой измерительной техники, и перезаливка стержней СУЗ сплавом
и освоение начал технологии регенерации сплава. Один из разработчиков
Руководства по боевому использованию ЯЭУ ПЛА с ЖМТ. Награжден ГК ВМФ ценным
подарком. Принимал участие в государственной приемке героической ПЛА
"К-133". Был награжден орденом Красной Звезды за свою автономку.
Готовился пойти во второй поход - не взяли. И уехал служить в СВВМИУ
заместителем начальника лаборатории ИР-100 с действующим реактором- младшим
научным сотрудником. Пришлось вспоминать чему учили умные люди на ПЛА
"К-27". Обучение в ИАЭ им. И.В. Курчатова. Участие в в пуске двух
наземных ядерных установок, входящих в состав Комплекса. По приказу ГК ВМФ был
направлен на родную ПЛА в связи с ликвидацией последствий аварии. Хотя и
печальный повод, но сколько знакомых дорогих людей, с которыми так легко
работать. Спустя годы стал Ветераном подразделений особого риска и был
награжден орденом Мужества. Перевод на должность начальника той же лаборатории
- старшего научного сотрудника. Освоение новых технологий и новой техники.
Награжден орденом "За службу Родине в ВС"- 3 степени. Готовил
офицерские инженерные кадры для ПЛА. Многое сделал, чтобы училище стало лучшим
среди инженерных училищ ВМФ, Написал и защитил кандидатскую диссертацию на
необычную для ВМФ тему "Дважды дифференциальные сечения взаимодействия
нейтронов резонансных энергий с ядрами железа", стал "Кандидатом
физико-математических наук" и получил ученое звание "Старший научный
сотрудник". Результаты работы были внедрены в многогрупповые методы
расчета ядерных реакторов и радиационных защит, в том числе Калининской и
Южно-Украинской АЭС и сборно-разборных защит транспортных ЯЭУ. После увольнения
в запас работал старшим научным сотрудником с Севастопольском государственном
техническом университете, занимаясь вопросами экологии, связанными с отделением
воды от нефти или наоборот и восстановлением почв. Консультировал лабораторию
ИР-100 по вопросам безопасности. Автор более 90 печатных трудов, 5 авторских
свидетельств на изобретения и 2 патентов. Женат. Двое сыновей. Старший окончил
СВВМИУ с Золотой медалью, совершил длительную автономку на БДРМ и после гибели
"Комсомольца" уволился в запас старшим лейтенантом.
Капитан-лейтенант Антонов Юрий Федорович
Родился и окончил среднюю школу в кубанской станице, но всю
жизнь его тянуло в Великий Город на Неве., Поэтому - жить и работать в
Ленинграде –Санкт-Петербурге стало смыслом его жизни и он поступил во ВВМИОЛУ
им. Ф.Э. Дзержинского вначале на Кораблестроительный факультет, а потом после
реорганизации вынужден был доучиваться на Электротехническом в СВВМИУ в
Севастополе, который окончил в достославном 1960 г. Был назначен командиром
Электротехнической группы на 2-й экипаж ПЛА "К-27" и прошел полный
цикл подготовки в Обнинске в 16 УЦ ВМФ и на Стенде-прототипе "27/ВТ".
Служба на подхвате никак не удовлетворяла этого деятельного человека. Тем
более, по прежнему влекла ленинградская мечта, воплотить которую в жизнь в то
время в его положении можно было только через увольнение в запас, чего он и
добился в 1968 г. Награжден 3 медалями. Идет работать во ВНИИ Электромашиностроения,
имеющий великолепную научно-техническую базу в области сверхпроводимости с
использованием топологических генераторов, криогенных преобразователей и других
электрофизических и электротехнических устройств энергетики будущего. Попадает
в добрые руки академика РАН Глебова И.А. и под его руководством защищает
кандидатскую диссертацию на важную для современной энергетики тему и получает
ученую степень "Кандидата технических наук". Имеет более 100 печатных
трудов, 25 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Перед ним
открываются серьезные перспективы в науке, но страсть, которую он пронес через
всю жизнь к политике, государственной деятельности и искусству резко меняют его
жизнь. Его избирают Председателем муниципального образования Кировского района,
он становится одним из лидеров монархического и земского движения, членом
Исполнительного комитета Региональной общественной организации "Золотая
Книга Санкт-Петербурга". Лауреатами "Золотой Книги" по разделу
"Защита Отечества", благодаря в том числе его усилиям, признаны
Крейсер-Музей "Аврора" и ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (ныне
Военно-морской инженерный институт РФ). Увлекается историей Флота, Глубоко
изучил события, связанные с Бизертой, а сейчас переключил свои интересы на ПЛА
"К-27". Поет в Академическом хоре Кировского Завода, рисует в манере
Рериха, пишет стихи и музыку. Талантливый человек -талантлив во всем! Имеет
самое многочисленное потомство среди выпускников 1960 г. и экипажей ПЛА
"К-27" (4 сына и 3 дочери, причем, 3 старших сына пошли по стопам
отца, окончили Электрофак ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, а средний еще и
адъюнктуру).
Капитан 1 ранга Пастухов Лев Николаевич
Рождение и детство у него связаны с семьей военно-морского
офицера и истинно морскими городами Владивостоком и Севастополем, поэтому
обучение в СВВМИУ и окончание Специального факультета во ВВМИОЛУ им. Ф. Э.
Дзержинского является закономерным. Сначала назначается на ПЛА
"К-11", а затем по обычной схеме: 16 УЦ ВМФ и Стенд-прототип
"27/ВТ" был подготовлен к исполнению обязанностей КГДУ 2-го экипажа
ПЛА "К-27". После 2-го автономного похода, когда ушел с лодки один из
ее старейшин Полетаев СМ., командиром Дивизиона движения был назначен Пастухов
Л.Н.. Именно при нем была осуществлена серия ремонтных работ на ППУ и произведена
перезарядка ядерных реакторов с ЖМТ по уникальной технологии. Именно при нем
произошла та самая ядерно- радиационная авария, которая показала невозможность
ядерного взрыва в реакторах подобного типа, даже в экстремальных ситуациях.
Получил серьезную дозу облучения, был госпитализирован, признан годным для
службы на ПЛА и направлен во ВМОЛА, которую закончил с отличием. Спустя годы
был признан Ветераном подразделений особого риска и в 1999 г. награжден орденом
Мужества. После академии назначен в 1-й ЦНИИ МО, где проявился его талант
научного работника и организатора военно-морской науки. Занимал последовательно
должности младшего, затем старшего научного сотрудника и, наконец, начальника
отдела. В его поле зрения постоянно находилось флотское ЖМТ-направление и
родная ПЛА "К-27". После увольнения в запас 1988 г. перешел на работу
в СКБ "Рубин" на должность ведущего инженера, где по настоящее время
занимается в том числе, вопросами судоподъема затонувших кораблей. По
результатам своей научной работы имеет более 70 печатных трудов и 6 авторских
свидетельств на изобретения.
Можно ли отнести к вкладу ПЛА "К-27" в
военно-морскую науку докторскую диссертацию Михайловского А.П.? Наверное, да!
Ведь лучшие ее страницы были написаны во время 2-го автономного похода ПЛА
"К-27", которым руководил Аркадий Петрович и где многие положения
своей научной работы он проверил с помощью экипажа на практике.
НАЧАЛО >>>>
НАЧАЛО >>>>
Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment