Для
реализации Постановления о создании атомных подводных сил была разработана
Программа проектирования, строительства и испытаний головных ПЛА и естественно,
что Ленинград стал ядром этой программы. Этому было логическое объяснение.
Великий Город являлся не только научно-техническим, конструкторским,
машиностроительным и учебным центром, что уже само по себе было важно для
нарождающейся атомной энергетики, но и то, что на его базе и с его помощью
создавались новые центры судостроения; Северное машиностроительное предприятие
(СМП) в Северодвинске, Судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и др. Их
в шутку называли филиалами ленинградского машиностроения.
Оба корабля проектировались в одном из
лучших ленинградских конструкторских бюро СКБ-143 (СанктПетербургское бюро машиностроения
(СПБМ) "Малахит"), у одного главного конструктора Перегудова
Владимира Николаевича, которого при разработке "К-27" почти сразу же
сменил Назаров Александр Карпович, (оба выдающиеся конструкторы - Лауреаты
Ленинской премии). С "Малахитом" "К-27" прошла весь свой
жизненный цикл, но и ныне работающие там на руководящих должностях петербуржцы
Морозкин Г.Д. (доктор технических наук (д.т.н.), профессор), Москалев Г.П.,
Шмаков РА. и другие патриоты ЖМТ-направления не дают умереть идее и свято верят
в то, что для военного подводного флота России, да и не только подводного и не
только военного, за ЖМТ - будущее.
Научное руководство и наблюдение на
всех этапах жизненного цикла ПЛА "К-27" осуществлялось со стороны
ленинградского 1-го центрального научно-исследовательского института 1ЦНИИ МО
(Военного кораблестроения ВМФ). Трудно переоценить руководящую и организующую
роль всеми работами заместителя начальника института д.т.н., профессора,
контр-адмирала Дорофеева И.Д. Вопросы наблюдения и оперативного, вмешательства
при проектировании вначале успешно решались первой и единственной
женщиной,Главным наблюдающим от ВМФ капитаном 1 ранга Донченко А.Н.,а затем
капитаном 2 ранга Губкиным А.С.
Использование тяжелых металлов в
качестве теплоносителя снизило термонапряженнось 1-го контура, но возникли
другие материаловедческие проблемы, которые созданием новых конструкционных
материалов для ППУ, разработкой технологии сварки и контроля качества сварных
швов блестяще разрешил ленинградский ЦНИИ "Прометей". Надежная
арматура для всех контуров была разработана ленинградским ЦКБА, а все
резиново-технические изделия, начиная с шумозащитного покрытия корпуса корабля
и амортизаторов механизмов, включая спецлаки и спецклеи, и кончая мельчайшими
прокладками для механизмов, были разработаны и изготовлены ленинградским
заводом "Красный Треугольник". Все оборудование главных турбозубчатых
агрегатов (ГТЗА) разработал и изготовил легендарный "Кировский
Завод", оборудование электроэнергетических систем, включая автономные
турбогенераторы (АТГ) и гребные электродвигатели (ГЭД) - Ленинградское
объединение "Электросила", оптику, в том числе впервые установленный
на ПЛА "К-27" второй -"зенитный" перископ - Ленинградское
оптико-механическое объединение (ЛОМО). Системы автоматики теплообмена для корабля
были созданы ленинградским ЦНИИ "Аврора", исполнительные механизмы
СУЗ - Ленинградским
металлическим заводом, все информационные системы, включая мнемосхемы и
системы контроля, - Ленинградским объединением "Красная Заря",
системы электроосвещения, в том числе работающие под водой, за бортом, -
Ленинградским объединением "Светлана". Циркуляционные насосы для
перекачки сплава, главные и вспомогательные (ГЦН и ВЦН) 1-го контура
спроектировал и изготовил НИИ "Гидромаш", а уникальный турбопривод к
ГЦНам -ленинградский завод "Экономайзер".
Личный состав обоих экипажей, 1-го и
2-го, в основном готовился ленинградскими военными учебными заведениями.
Большинство офицеров - выпускники командных и инженерных военно-морских училищ,
а командир БЧ-5
Нагорских Олег Леонидович пришел на главную инженерную должность корабля после
окончания Военно-морской ордена Ленина академии (ВМОЛА) в Ленинграде.
Большинство мичманов, старшин и матросов прошли учебу в легендарном
Краснознаменном учебном отряде подводного плавания (КУОПП), что на Васильевском
острове. По окончании службы на ПЛА "К-27" многие связали свою
дальнейшую службу и жизнь с Великим Городом. В Санкт-Петербурге и на флоте до
сих пор памятны имена петербуржцев, членов нашего экипажа: Героев Советского Союза
адмирала, доктора военных наук, профессора ВМОЛА, руководителя 2-го автономного
похода ПЛА "К-27" Михайловского Аркадия Петровича, вице-адмирала,
председателя Международного фонда моряков и ветеранов подводников Томко Егора
Андреевича, капитана 1 ранга, первого командира ПЛА "К-27" и
впоследствии начальника штаба - заместителя командира Ленинградской бригады
строящихся и ремонтирующихся кораблей Гуляева Ивана Ивановича; Лауреатов
Ленинской премии: главного конструктора ПЛА "К-27", выпускника Высшего
военно-морского инженерного училища (ВВМИОЛУ) им. Ф.Э. Дзержинского Назарова
Александра Карповича и контр-адмирала, начальника управления 1-го ЦНИИ МО
(Военного кораблестроения ВМФ) Дорофеева Ивана Дмитриевича; Героя
Социалистического Труда, трюмного ПЛА "К-27", старшины 2 статьи,
строителя и члена сдаточной команды атомного ледокола "Ленин"
Асхадуллина Асхата.
Корабль проектировался, строился, нес
боевую службу, выполнял дальние автономные походы, был экспериментальной
лабораторией для промышленности и Флота, прокладывал дорогу другим. Первой из
отечественных ПЛА "К-27" был присвоен статус "Опытовой
крейсерской ПЛА" и одной из первых - звание "Отличный корабль".
Даже в своей трагической судьбе, связанной с ядерно-радиационной аварией и ликвидацией
ее последствий, проявился высокий героизм экипажа и всех тех, кто создавал его,
сделав ЖМТ - направление целью и основным смыслом своей жизни.
В Верхнем храме Никольского
Богоявленского военно-морского собора Санкт-Петербурга открыта Мемориальная
Доска в память погибших в аварии "К-27" 24.05.1968. Белый мрамор и 6
фамилий золотом. Это единственный памятник в России, увековечивающий
трагическую страницу жизненного цикла корабля, так много сделавшего для
развития отечественной науки и военного судостроения.
Великий Город и Великая Россия могут
гордиться своим героическим кораблем -крейсерской атомной подводной лодкой
"К-27". Занесение ПЛА "К-27" в "Золотую Книгу
Санкт-Петербурга" в разделе "Защита Отечества" явилось бы
достойным памятником и заслуженной оценкой исторического пути легендарного
корабля.
Посетите кладбища Великого Города,
Ленинградской области, других городов России и стран, ранее входивших в
Советский Союз. Среди многочисленных имен на памятниках Вы найдете немало
фамилий тех, кто имел отношение к истории ПЛА "К-27". Склоните перед
ними головы.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment