Судьбы
кораблей, также как и судьбы людей, складываются по-разному. Одним для жизни
отводится время, после которого наступает пора полной выработки ресурса корпуса
и технических средств. Иногда их превращают в памятники исторического прошлого
флота, но чаще просто предают забвению. Если
корабль гибнет, ему сооружают памятник в память о его славном прошлом. И
наконец, есть корабли, чей жизненный путь полон героизма и самопожертвования,
но на всей Руси Великой не находится клочка земли, чтобы увековечить ЕГО дела в
памяти народной. Такова ПЛА "К-27", которая прошла от момента
принятия решения о ее создании и до захоронения, 28-летний жизненный цикл,
наполненный большими делами во имя Великого Города и России. Вглядитесь в эти
даты:
12.09.1952 - И.В. Сталин подписал
Постановление СовМина СССР о создании ПЛА с ЯЭУ на ЖМТ
октябрь 1952 - май 1955 -
спроектированы две ядерные ППУ с ЖМТ (27ЛВТ для стенда-прототипа в Обнинске и
627/ВТ для ПЛА "К-27") в ОКБ "Гидропресс" г. Подольск
(главный конструктор ОКБ "Гидропресс" Лауреат Ленинской премии Б.М.
Шолкович), под научным руководством ФЭИ во главе с академиком Лейпунским А.И..
Октябрь 1955 - июнь 1958 - ПЛА
"К-27" с ЖМТ спроектирована в СКБ-143 (СПМБМ "Малахит") г.
Ленинград
Начало 1958 г. - сформирован базовый
экипаж ПЛА "К-27" (командир ПЛА капитан 3 ранга Гуляев И.И., старший
механик (командир БЧ-У) капитан-лейтенант Нагорских О.Л.) при 16-м учебном
центре (УЦ) ВМФ г.Обнинск
20.03.1958 - ПЛА "К-27"
отнесена к классу крейсерских ПЛ;
15.06.1958 - ПЛА "К-27", зав.
№ 601 заложена на стапеле цеха № 42 СМП г. Северодвинск и подчинена командиру
150 дивизиона опытовых ПЛ. Интересно, что по традиции на межотсечной переборке
была прикреплена памятная пластина с характерным текстом:
"Народы
Советского Союза строят подводную лодку для защиты Социалистической
Родины"
28.12.1958 - состоялся физический пуск
реактора наземного прототипа ядерно-энергетической реакторной установки на
промежуточных нейтронах с бериллиевым замедлителем и свинцово-висмутовым
теплоносителем - стенда "27-ВТ";
12.03.1959 - произведен энергетический
пуск и ввод в эксплуатацию стенда-прототипа "27/ВТ" в ФЭИ г. Обнинска
для испытания оборудования и отработки режимов ГЭУ и экипажей ПЛА "К-27";
март 1959 - август 1961 -
межведомственные испытания на стенде-прототипе "27/ВТ;
20.04.1959 - в связи с расформированием
150 дивизиона ПЛ ПЛА "К-27" подчинена командиру 339 Бригады
Строящихся и Ремонтирующихся (БСиР) ПЛ г. Северодвинск;
06.06.1959 - ПЛА "К-27"
присвоен бортовой № 255;
30.09.1959 - экипаж ПЛА
"К-27" укомплектован л/с полной комплектации;
июль 1960 - после ряда сокращений и
штатных перемещений базовый экипаж реорганизован в 1-й;
22.04.1961 - Постановлением
Правительства за создание стенда 27/ВТ, проведение на нем цикла исследований и
подготовку экипажей ВМФ группа сотрудников ФЭИ, Специального
проектно-монтажного бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит", Опытового
конструкторского бюро (ОКБ) "Гидропресс" и других организаций
удостоена звания лауреатов Ленинской премии в области науки и техники за 1961
г. ;
15.07.1961 - создан 2-й экипаж ПЛА
"К-27" (командир капитан 3 ранга Леонов П.Ф., командир БЧ-5
капитан-лейтенант Соколовский В.Э.) в 16 УЦ ВМФ в Обнинске;
20.07.1961 - ПЛА "К-27" передана
в состав 3-й Дивизии 1-й Флотилии. СФ с дислокацией в Западной Лице;
01.04.1962 - ПЛА "К-27"
спущена на воду;
02.04. - 08.05.1962 - достроечные и
пусконаладочные работы;
08.05. - 10.06.1962 - швартовые
заводские испытания;
10.06.1962 - 10.01.1963 - достроечные и
пусконаладочные работы;
14.10.1962 - произведен физический пуск
реакторов ПЛА "К-27";
Декабрь 1962 - для приемки ПЛА
"К-27" от промышленности назначена Правительственная комиссия из
представителей научных и конструкторских организаций, от поставщиков главных
механизмов и систем, от руководства МинCудПрома, МинСредМаша и ВМФ. Возглавлял комиссию
начальник Госприемки ВМФ, известный подводник вице-адмирал Холостяков Г.Н.,
секретарь Комиссии старший офицер Главного технического управления (ГТУ) ВМФ
капитан 3 ранга Одиноков Н.И.;
07.12.1962
- заполнены жидкометаллическим сплавом 1-е контуры ППУ;
27.12.1962 - произведен энергетический
пуск реакторов ПЛА "К-27" и установка выведена в ТГ-режим;
10.01. - 22.02.1963 -комплексные
швартовые испытания главной энергетической установки (ГЭУ) под руководством
Энергосекции Правительственной комиссии;
25.01.1963 - первая потеря л/с: погиб
старший матрос Груднина;
22.06.1963 - на ПЛА "К-27"
поднят Военно-морской флаг;
22.06 -26.06.1963 - первый выход в море
на заводские ходовые испытания под руководством Правительственной комиссии;
29.06. - 30.10.1963 - Государственные
испытания под руководством вице-адмирала Холостякова Г.Н. и его заместителя
контр-адмирала Дорофеева И.Д.
10.10.1963 - начата подготовка к 1-му
автономному походу, утвержден список участников
30.10.1963 - подписание на СМП в г.
Северодвинске Акта Правительственной комиссии о приемке ПЛА "К-27" в
эксплуатацию. Кроме членов Правительственной комиссии Акт подписал академик
Лейпунский А.И. и командир ПЛА "К-27" капитан 1 ранга Гуляев И.И.
05.11.1963 - временно ПЛА
"К-27" прибыла в Западную Лицу для сдачи курсовых задач
30.01.1964 - ПЛА "К-27"
прибыла в Гремиху и подчинена командиру 14-й Отдельной Бригады (ОБ) ПЛ
30.01. - 21.04. 1964 - сдача курсовых
задач, подготовка к походу
21.04 - 12.06. 1964 - 1-й автономный
поход в экваториальную Атлантику, 51 сутки, не всплывая;
22.04.1964 - Постановлением
Правительства за разработку проектов и создание качественно новых ЯЭУ с ЖМТ для
решения промышленных и оборонных задач 11 -ти представителям науки,
промышленности и ВМФ была присуждена "Ленинская премия в области науки и
техники за 1964 г.";
12.06.1964 - за успешное выполнение
дальнего автономного похода ПЛА "К-27" удостоена звания
"Отличный корабль";
16.06.1964
- ПЛА "К-27" прибыла на СМП для послепоходовой ревизии и
косметического ремонта.
24.06.1964
- ПЛА "К-27" принята в состав ВМФ;
15.07.1964-
ПЛА "К-27" принята на вооружение;
Декабрь
1964 г "К-27" возвратилась в
Гремиху, ремонтные работы, сдача курсовых задач, выполнение плана БП,
подготовка ко 2-му походу
Начало
июля 1965 г. - переход в Западную Лицу
16.07-13.09.
1965 - 2-й автономный поход в Средиземное море, продолжительностью 59 суток
07.09
1965 - ПЛА "К-27" установлен статус "Опытовой крейсерской
ПЛА";
13.09.65
- создана комиссия по определению объема ремонта и докования;
23.09.1965 - приказом ГК ВМФ л/с ПЛА "К-27" впервые участвующие
в дальнем походе награждены жетонами "За дальний поход"
06.10.1965 - ПЛА "К-27" прибыла в г.
Северодвинск для ремонта и перезарядки реакторов.
07.01.1966 - за успешное выполнение
задач БП в июле- сентябре 1965 л/с ПЛА "К-27" поощрен ГКВМФ
02.03.1966 - Указом Президиума ВС СССР
№ 018224 за выполнение задания в период испытаний и автономных походов,
освоение новой техники и ввод в состав ВМФ ПЛА "К-27" командир
капитан 1 ранга Гуляев И.И. награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя
Советского Союза, а офицеры, мичманы,
старшины и матросы награждены Правительственными . наградами
10.09.1966 - приказом. ГК ВМФ назначена
рабочая группа для обобщения опыта перезарядки активных зон реакторов с ЖМТ;
Апрель- июнь 1967 - силами экипажа ПЛА
"К-27", в/ч 90190,СМП,с участием ОКБ «Гидропресс» произведена
перезарядка активных зон реакторов ЯЭУ обоих бортов при наличии в 1-м
контуре разогретого ЖМТ
16.09.1967г.-
после проведения послеремонтных ходовых испытаний К-27 прибыла в Гремиху.
05.10-13.10.1967г.-
выход в море для отработки курсовых задач.
Октябрь
1967г-май 1968г. – выполнение модернизационных
работ парогенераторов и вспомогательного насоса 1 контура ПБ.
19.05.1968-24.05.1968г.- контрольный
выход ПЛА "К-27" в море в полигон для проверки ГЭУ отработки курсовых
задач.
24.05.1968
- во время плановой проверки ГЭУ на режимах полного хода в подводном положении
произошла ядерно-радиационная авария с расплавлением части твэлов активной зоны
реактора левого борта (л/б), весь личный состав был переоблучен выше допустимых
норм. ПЛА "К-27" всплыла в надводное положение и совершила переход из
полигона в базу при работе реактора правого борта (п/б). Экипаж
госпитализирован.
25.05-06.06.68г.
– на К-27 работала межведомственная комиссия по выяснению причин аварии и
выработке предложений по ее ликвидации,к работе в которой привлекалась группа
офицеров,ранее служившая на ней, ученые, конструкторы, судостроители и военные
специалисты, курировавшие ПЛА К-27
Июнь
1968г.-конец 1969г. – силами личного состава экипажей ПЛА,с привлечением
личного состав целого ряда воинских частей СФ и участием специалистов
СМП,ОКБ»Гидропресс»,ФЭИ,»Малахит» проводились работы по ликвидации последствий
аварии и обеспечении нормальной радиационной обстановки в реакторном и смежных
отсеках АПЛ.
1970
- 1973 - усилиями экипажа ПЛА "К-27", который нес службу по
сокращенному штату при участии СПМБМ "Малахит", ОКБ
"Гидропресс",ФЭИ и СМП, был выполнен комплекс работ для разогрева
неаварийной "замороженной" паропроизводящей установки (ППУ) п/б и в
феврале 1973г. реактор выведен на мощность.
20.04.1974 - ПЛА "К-27" была
передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП и переподчинена из 17
Дивизии ПЛ в 339 ОБ ПЛ
1976 - назначена комиссия и произведено
обследование состояния ЯЭУ и ПЛА в целом
04.03 1977 - ПЛА "К-27"
исключена из боевого состава ВМФ и подготовлена к утилизации.
31.12. 1977 - экипаж ПЛА
"К-27" расформирован.
01.02.1978 - при 339 ОБ ПЛ сформирован
экипаж ПЛА "К-27" по минимальному штату
01.09. - 06.09. 1981 ПЛА
"К-27" отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском
море.
06.09.1981 было произведено затопление
ПЛА "К-27" на глубине 33 м в точке с координатами:
72°31"СШи55°30" ВД.
01.04.1992 - в СПБМ "Малахит"
состоялась торжественная встреча экипажа "К-27", сотрудников СКБ и
представителей промышленности, управлений и организаций ВМФ по случаю 30-летия
спуска корабля на воду
08.04.1998 - в Верхнем храме
Никольского Богоявленского военно-морского Собора СПб открыта и освящена
Мемориальная Доска в память погибших в аварии "К-27" с указанием
фамилий погибших.
24.05.1998 - в СПб на Московском
проспекте состоялась встреча экипажа ПЛА "К-27" по случаю 30-летия ядерно-радиационной аварии
1999 - 2001 - ряд участников аварии и
ликвидации ее последствий награждены орденами "Мужества"
2001 - по предложению группы офицеров
ПЛА "К-27" Крейсерская атомная подводная лодка СФ "К-27"
выдвинута кандидатом на соискание звания Лауреата "Золотой Книги
Санкт-Петербурга" по разделу "Защита Отечества".
08.04.2004г.- ПЛА К-27 удостоена звания
Лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга».
НАЧАЛО >>>>
НАЧАЛО >>>>
Раздел 7: ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛА пр. 645, зав. № 601, "К-27" и ПЛА "Sea Wolf США. - раздел не опубликован в этом блоге.
Спасибо, что воспользовались блоком кнопок "Поделиться" и +1.
Комментарии всегда приветствуются :-)
No comments :
Post a Comment